Главная/ Авторам/ Аннотации тематик/ Фронтиры в истории России

Фронтиры в истории России

 С недавних пор гуманитарные и социальные науки переживают сдвиг к явлениям и методам, обозначаемым понятиями «парадигма мобильности», «мобильный поворот» (Дж. Урри, Т. Крессвел), «номадология» (Ж. Делез, Ф. Гваттари), «антропология движения» (А. Головнёв) и др., актуализирующие области реальности и темы исследований, долгое время остававшиеся «черным ящиком» в антропологии и истории. Последний Интерконгресс антропологов и этнологов, состоявшийся в Оттаве, объединил исследователей всего мира генеральной темой «Движение». Основной сдвиг выражается в переносе внимания со статичных картин и структур на динамику, мобильность и изменчивость.
Чертами мобильного поворота называются персонализация и сложная взаимозависимость различных видов мобильности. Метод антропологии движения, сложившийся на стыке науки и искусства, антропологии и кинематографа, рассматривается как ключ к новым историко-антропологическим интерпретациям, изучению стратегий контроля над пространством (в том числе социальным), осмыслению феномена движения в жизнедеятельности и культуре. Этот подход открывает широкий диапазон тем от жеста и ритма повседневности до геополитики и миграций. Исследовательская повестка содержит сюжеты динамики/статики, устойчивости/изменчивости, импульсов деятельности и соотношения сигналов в био-, психо-, социо-измерениях.
Насколько новые методы обновляют и обогащают потенциал наук о человеке? Насколько тема движения, динамики, мобильности актуальна для антропологии и истории XXI в.?