Issue 4 (53)

ROLE OF ARCHAEOLOGICAL SITES IN THE FORMATION OF NEW SACRAL SPACES OF THE SOUTHERN URAL
Year 2016 Number 4 (53)
Pages 33-43 Type scientific article
UDC 902(470.5) BBK 63.4 - 427.2
Authors Akhatov Albert T.
Bakhshiev Ilshat I.
Tuzbekov Aynur I.
Topic RITUAL AND RELIGIOUS COMPLEXES OF ANTIQVITY
Summary The article deals with the formation of new sacred places around the objects of archaeological heritage in the South Urals. There are certain differences in perception of the very process of archaeological sites’ sacralization from the point of view of archeologists, ethnographers and culture experts. Based on the materials of 2012–2015 field studies some sacral loci, which took shape during the last decades within the borders of the Republic of Bashkortostan, have been identified. The dominant archeological sites’ sacralization model was the traditional cult of a holy person — Aulia grave with various modifications among which the most popular one was a warrior-defender’s grave model. The regional specificity of the above mentioned processes was manifested mainly in a spontaneous nature of the sacred site’s origination; construction of artificial, admittedly false ideas supported by Muslim clergy and, quite often, by the local authorities; marginal religious groups, the so called sects, often acted as the driving forces of these processes.
Keywords South Ural, sacralization, archaeological sites
References

Жерносенко И. А., Батурина М. М. Комплексные исследования священных объектов Каракольской долины // Karadeniz–Black Sea–Черное море (Турция). 2013. № 20. С. 128–148.
Сериков Ю. Б. Камень Дыроватый — уникальное пещерное святилище на р. Чусовой // Российская археология. 1996. № 4. С. 134–135.
Тишкин А. А. Современная сакрализация археологических памятников в Центральной Азии // Политическая антропология традиционных и современных обществ: материалы международной конференции. Владивосток, 2012. С. 398–407.
Савельев Н. С. Малые культовые объекты Южного Урала: от археологии к этнографической современности // Документы и материалы по истории башкирского народа (с древнейших времен до середины XVI в.). Уфа, 2012. С. 128–166.
Археология в современной культуре России (региональные аспекты): «круглый стол», п. Аркаим, 22–23 августа 2007 г.: материалы заседаний. Челябинск, 2008.
Куприянова Е. В. Заповедник «Аркаим» и проблемы популяризации археологии на Южном Урале // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 12 (341). История. Вып. 60. С. 22–29.
Петров Ф. Н. Поселение Аркаим в научной и научно-популярной литературе // Российская археология. 2015. № 2. С. 167–176.
Vieira A. Christian religious landscape and earlier archaeological evidence in Trás-os-Montes e Alto Douro (Portugal) // Journal of Iberian Archaeology. ADECAP. 2009. Vol. 12. P. 42–54.
Leskovar J. Neopaganism, archaeological content and the belief in “Celts” // Appropriate narratives: Archaeologists, publics and stories. Budapest, 2013. P. 185–199.
Штырков С. А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб., 2012.
Селезнев А. Г. Исламские культовые комплексы астана в Сибири как иеротопии: сакральные пространства и религиозная идентичность // Вестн. археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 2 (21). С. 111–119.
Абсалямова Ю. А. Дождевые камни башкир // Сборник материалов I Международного конгресса. «Пространство этноса в современном мире» 29–31 октября 2014 года. Грозный, 2014. С. 155–158.
Хасанова З. Ф. Атрибуты доисламских верований в быту и хозяйственной деятельности башкир Белорецкого района Республики Башкортостан // Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе: сборник материалов IV Международного симпозиума. Уфа, 2010. С. 269–272.
Аминев З. Г. Абдулкадир Инан о камне яда и об обрядах вызывания дождя // Ахнаф Харисов и актуальные проблемы башкирской филологии. (К 100-летию со дня рождения): материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Уфа, 2014. С. 249–251.
Андреев В. М. Археологический памятник в современном культурном пространстве: культурологический анализ: автореф. дис. ... канд. культурологии. Челябинск, 2014.
Каменский С. Ю. Актуализация археологического наследия в современных социально-культурных практиках: автореф. дис. ... канд. культурологии. Екатеринбург, 2009.
Белолипецкая Н. А. Заповедник Аркаим: особенности взаимоотношений музея и общества // Этнографическое обозрение. 2010. № 4. С. 69–77.
Силина В. Е. Культовая деятельность нетрадиционных религиозных движений на территории заповедника «Аркаим» // Религиозное многообразие Уральского региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, 2014. С. 211–223.
Андреева Ю. О. «Места силы», «духи дольменов» и «знания первоистоков»: археологические памятники и движение New Age «Анастасия» // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 73–87.
Михайлов Д. А. Алтайский национализм и археология // Этнографическое обозрение.
2013. № 1. С. 37–51.
Шнирельман В. А. Аркаим и Стоунхендж между прошлым и будущим // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 19–40.
Гарустович Г. Н. Особенности распространения ислама среди башкир в эпоху средневековья // Уфимский археологический вестник. 2013. Вып. 13. С. 141–142.
Идукай и Мурадым // Башкирское народное творчество. Т. 10: Исторический эпос. Уфа, 1999. С. 186.
Усманов М. А. Татарские исторические источники XVII–XVIII вв.: «Сборник летописей», «Дафтар-и Чингис-наме», «Таварих-и Булгария». Татарские шаджара. Казань, 1972.
Археологическая карта Башкирии. М., 1976. № 2020.
Археологические памятники Башкортостана. Уфа, 1996. № 336.
Морозов Ю. А. Научный отчет об археологических работах в Башкирском Зауралье в 1991 г. Уфа, 1991. Архив ИЭИ УНЦ РАН. А/АО/1-77.
Тузбеков А. И., Бахшиев И. И. Объекты археологического наследия Башкирского Зауралья в современной ритуальной практике юго-восточных башкир // Ислам и государство в России: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 225-летию Центрального духовного управления мусульман России — Оренбургского магометанского духовного собрания. Уфа, 22 октября 2013 г. Уфа, 2013. С. 99–102.
Тузбеков А. И. Камни в ритуальной практике тюркского населения Южного Урала // Вестник Пермского университета. История. 2015. Вып. 1 (28). С. 151–157.
Воробьева С. Л. Научный отчет о проведение разведочных археологических исследований в Гафурийском районе Республики Башкортостан по Открытому листу № 995 от 01.08.2013 г. Уфа, 2014. Архив ГБУК НПЦ Министерства культуры Республики Башкортостан.
Петров Ф. Н. Отчет о раскопках на мегалитическом комплексе Ахуново и поселении Ахуново в 2003 г. Челябинск, 2008. Архив ГБУК НПЦ Министерства культуры Республики Башкортостан.
Гарустович Г. Н. Погребения в каменных мавзолеях Башкирского Приуралья // Наследие веков. Охрана и изучение памятников археологии в Башкортостане. 1995. Вып. 1. С. 166–185.
Археологические памятники Башкортостана. Уфа, 1996.
Хабибуллина З. Р. Паломничество мусульман к могилам «святых» в поле деятельности уполномоченного Совета по делам религиозных культов в БАССР // Этнос. Общество. Цивилизация: Четвертые Кузеевские чтения: материалы международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 202.
Петров Ф. Н., Кириллов А. К. Исследования мегалитического комплекса Ахуново в 2003 г. // Уфимский археологический вестник. 2007. Вып. 6–7. С. 19–23.
Потемкина Т. М. Мегалитические сооружения Урала: структура сакрального пространства // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2011. № 2. С. 27.
Бахшиев И. И., Рафикова Я. В., Бахшиева И. Р. Отчет об итогах осмотра состояния памятников археологии «Мегалитический комплекс Ахуново» и «Поселение Ахуново» в Учалинском районе Республики Башкортостан (краткая характеристика и предложения). Уфа, 2010. Архив ГБУК НПЦ Министерства культуры Республики Башкортостан.
Бэндэбика и Ерэнсэ-сэсэн // Башкирское народное творчество. Предания и легенды. Уфа, 1987. С. 204–206.

 
Download in PDF