Русская литература столь велика и разнообразна, что многие литературные явления и величины словно теряются в ее необозримых пространствах или отступают перед общепризнанной значительностью других имен, традиционно входящих в национальный канон. Однако литературный процесс складывается не только из них, но и из многочисленных и не всегда замечаемых современниками, а уж тем более потомками, писателей так называемого второго ряда, благодаря которым, тем не менее, созидается необходимая культуре «контекстность», развивается литературная жизнь, ибо и культуре, и литературе равно необходимы как новаторские искания, так и традиционные, «серийные» и массовые «производства». «Бедна литература, не блистающая именами гениальными, но небогата и литература, в которой все — или произведения гениальные, или произведения бездарные и пошлые. Обыкновенные таланты необходимы для богатства литературы, и чем больше их, тем лучше для литературы», — в 1845 г. писал В. Г. Белинский. Мы призываем подумать над тем, что значит в наше время понятие «обыкновенные таланты»; как в ту или иную эпоху могли влиять они на литературу «гениев»; как и почему происходит забвение таланта читателями и критиками; какие забытые таланты ждут включения в историю отечественной литературы, включая истории литератур региональных и национальных.