Выпуск 4 (53)

РОЛЬ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ НОВЫХ САКРАЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ ЮЖНОГО УРАЛА
Год 2016 Номер 4 (53)
Страницы 33-43 Тип научная статья
УДК 902(470.5) ББК 63.4 - 427.2
Авторы Ахатов Альберт Тагирович
Бахшиев Илшат Интизам оглы
Тузбеков Айнур Ильфатович
Рубрика КУЛЬТОВО-РИТУАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДРЕВНОСТИ
Аннотация В статье рассматривается процесс образования на Южном Урале новых сакральных пространств вокруг объектов археологического наследия. Отмечаются особенности восприятия сакрализации археологических памятников этнографами, археологами и культурологами, по-разному воспринимающими данный процесс. По материалам полевых исследований 2012–2015 гг. выделены отдельные сакральные локусы, сформировавшиеся в последнее десятилетие на территории Республики Башкортостан. Ключевой моделью сакрализации археологических памятников остается традиционный культ могилы святого — аулия — с различными модификациями. Наиболее выраженным является культ могилы воина-защитника. Региональная специфика описываемых процессов заключается в следующем: стихийность формирования сакрального объекта; конструирование искусственных, заведомо ложных представлений, поддерживаемых мусульманским духовенством, а нередко и властными структурами; базовым проводником этих процессов часто выступают маргинальные религиозные объединения (так называемые секты).
Ключевые слова Южный Урал, сакрализация, археологические памятники
Библиографический список

Жерносенко И. А., Батурина М. М. Комплексные исследования священных объектов Каракольской долины // Karadeniz–Black Sea–Черное море (Турция). 2013. № 20. С. 128–148.
Сериков Ю. Б. Камень Дыроватый — уникальное пещерное святилище на р. Чусовой // Российская археология. 1996. № 4. С. 134–135.
Тишкин А. А. Современная сакрализация археологических памятников в Центральной Азии // Политическая антропология традиционных и современных обществ: материалы международной конференции. Владивосток, 2012. С. 398–407.
Савельев Н. С. Малые культовые объекты Южного Урала: от археологии к этнографической современности // Документы и материалы по истории башкирского народа (с древнейших времен до середины XVI в.). Уфа, 2012. С. 128–166.
Археология в современной культуре России (региональные аспекты): «круглый стол», п. Аркаим, 22–23 августа 2007 г.: материалы заседаний. Челябинск, 2008.
Куприянова Е. В. Заповедник «Аркаим» и проблемы популяризации археологии на Южном Урале // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 12 (341). История. Вып. 60. С. 22–29.
Петров Ф. Н. Поселение Аркаим в научной и научно-популярной литературе // Российская археология. 2015. № 2. С. 167–176.
Vieira A. Christian religious landscape and earlier archaeological evidence in Trás-os-Montes e Alto Douro (Portugal) // Journal of Iberian Archaeology. ADECAP. 2009. Vol. 12. P. 42–54.
Leskovar J. Neopaganism, archaeological content and the belief in “Celts” // Appropriate narratives: Archaeologists, publics and stories. Budapest, 2013. P. 185–199.
Штырков С. А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб., 2012.
Селезнев А. Г. Исламские культовые комплексы астана в Сибири как иеротопии: сакральные пространства и религиозная идентичность // Вестн. археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 2 (21). С. 111–119.
Абсалямова Ю. А. Дождевые камни башкир // Сборник материалов I Международного конгресса. «Пространство этноса в современном мире» 29–31 октября 2014 года. Грозный, 2014. С. 155–158.
Хасанова З. Ф. Атрибуты доисламских верований в быту и хозяйственной деятельности башкир Белорецкого района Республики Башкортостан // Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе: сборник материалов IV Международного симпозиума. Уфа, 2010. С. 269–272.
Аминев З. Г. Абдулкадир Инан о камне яда и об обрядах вызывания дождя // Ахнаф Харисов и актуальные проблемы башкирской филологии. (К 100-летию со дня рождения): материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Уфа, 2014. С. 249–251.
Андреев В. М. Археологический памятник в современном культурном пространстве: культурологический анализ: автореф. дис. ... канд. культурологии. Челябинск, 2014.
Каменский С. Ю. Актуализация археологического наследия в современных социально-культурных практиках: автореф. дис. ... канд. культурологии. Екатеринбург, 2009.
Белолипецкая Н. А. Заповедник Аркаим: особенности взаимоотношений музея и общества // Этнографическое обозрение. 2010. № 4. С. 69–77.
Силина В. Е. Культовая деятельность нетрадиционных религиозных движений на территории заповедника «Аркаим» // Религиозное многообразие Уральского региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, 2014. С. 211–223.
Андреева Ю. О. «Места силы», «духи дольменов» и «знания первоистоков»: археологические памятники и движение New Age «Анастасия» // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 73–87.
Михайлов Д. А. Алтайский национализм и археология // Этнографическое обозрение.
2013. № 1. С. 37–51.
Шнирельман В. А. Аркаим и Стоунхендж между прошлым и будущим // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 19–40.
Гарустович Г. Н. Особенности распространения ислама среди башкир в эпоху средневековья // Уфимский археологический вестник. 2013. Вып. 13. С. 141–142.
Идукай и Мурадым // Башкирское народное творчество. Т. 10: Исторический эпос. Уфа, 1999. С. 186.
Усманов М. А. Татарские исторические источники XVII–XVIII вв.: «Сборник летописей», «Дафтар-и Чингис-наме», «Таварих-и Булгария». Татарские шаджара. Казань, 1972.
Археологическая карта Башкирии. М., 1976. № 2020.
Археологические памятники Башкортостана. Уфа, 1996. № 336.
Морозов Ю. А. Научный отчет об археологических работах в Башкирском Зауралье в 1991 г. Уфа, 1991. Архив ИЭИ УНЦ РАН. А/АО/1-77.
Тузбеков А. И., Бахшиев И. И. Объекты археологического наследия Башкирского Зауралья в современной ритуальной практике юго-восточных башкир // Ислам и государство в России: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 225-летию Центрального духовного управления мусульман России — Оренбургского магометанского духовного собрания. Уфа, 22 октября 2013 г. Уфа, 2013. С. 99–102.
Тузбеков А. И. Камни в ритуальной практике тюркского населения Южного Урала // Вестник Пермского университета. История. 2015. Вып. 1 (28). С. 151–157.
Воробьева С. Л. Научный отчет о проведение разведочных археологических исследований в Гафурийском районе Республики Башкортостан по Открытому листу № 995 от 01.08.2013 г. Уфа, 2014. Архив ГБУК НПЦ Министерства культуры Республики Башкортостан.
Петров Ф. Н. Отчет о раскопках на мегалитическом комплексе Ахуново и поселении Ахуново в 2003 г. Челябинск, 2008. Архив ГБУК НПЦ Министерства культуры Республики Башкортостан.
Гарустович Г. Н. Погребения в каменных мавзолеях Башкирского Приуралья // Наследие веков. Охрана и изучение памятников археологии в Башкортостане. 1995. Вып. 1. С. 166–185.
Археологические памятники Башкортостана. Уфа, 1996.
Хабибуллина З. Р. Паломничество мусульман к могилам «святых» в поле деятельности уполномоченного Совета по делам религиозных культов в БАССР // Этнос. Общество. Цивилизация: Четвертые Кузеевские чтения: материалы международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 202.
Петров Ф. Н., Кириллов А. К. Исследования мегалитического комплекса Ахуново в 2003 г. // Уфимский археологический вестник. 2007. Вып. 6–7. С. 19–23.
Потемкина Т. М. Мегалитические сооружения Урала: структура сакрального пространства // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2011. № 2. С. 27.
Бахшиев И. И., Рафикова Я. В., Бахшиева И. Р. Отчет об итогах осмотра состояния памятников археологии «Мегалитический комплекс Ахуново» и «Поселение Ахуново» в Учалинском районе Республики Башкортостан (краткая характеристика и предложения). Уфа, 2010. Архив ГБУК НПЦ Министерства культуры Республики Башкортостан.
Бэндэбика и Ерэнсэ-сэсэн // Башкирское народное творчество. Предания и легенды. Уфа, 1987. С. 204–206.

 
Скачать в PDF