Аннотация |
Древние святилища как вид археологических источников открыты и в большей или меньшей степени исследованы на территории практически всех регионов России. Особенности обнаруженных на ритуальных комплексах артефактов позволяют дифференцировать данные памятники по их принадлежности к различным культовым практикам: погребально-поминальной, производственной, общинной и др. Отнесение культового объекта к определенному типу святилищ обуславливается рядом признаков, присущих данному типу культовых объектов. Производственные святилища, служившие отправлению культов, призванных воздействовать на окружающий мир с целью обеспечения благосостояния общества, можно разделить на несколько видов в зависимости от формы ведения хозяйства. К ним относятся промысловые ритуальные комплексы (они имели место у народов, хозяйство которых базировалось на присваивающих формах деятельности — охоте и рыболовстве, а позднее и на производящих — скотоводстве, земледелии); святилища, связанные с бронзолитейным производством. Поселенческие (общинные) культовые комплексы представляют собой остатки сооружений-святилищ на поселениях либо близ них. Этот тип святилищ включает и родовые культовые комплексы, также существовавшие на территории Северной Азии в широком пространственно-временном диапазоне. Погребальные культовые комплексы объединены по территориальному признаку, поскольку чаще всего локализованы на некрополе. Примерами подобных объектов могут служить располагающиеся на территории могильников погребально-поминальные комплексы, расположение, архитектура и специфический набор находок которых свидетельствуют о существовании особых верований и культов, связанных именно с погребальной обрядностью. Несмотря на перечисленные отличия, у всех типов культовых комплексов прослеживаются общие черты (обособленность сакрализованного пространства, присутствие остатков жертвоприношений, свидетельства ритуалов), а сами ритуалы могли быть полифункциональными.
|
Библиографический список |
Кочмар Н. Н. Писаницы Якутии. Новосибирск, 1994. Тиваненко А. В. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху камня и бронзы. Новосибирск, 1989. Тиваненко А. В. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху раннего средневековья. Новосибирск, 1994. Мазин А. И. Древние святилища Приамурья. Новосибирск, 1994. Бадер О. Н. Жертвенное место под Писаным камнем на р. Вишере // Советская археология. 1954. Вып. 21. С. 241–258. Культовые памятники горно-лесного Урала. Екатеринбург, 2004. Молодин В. И., Ефремова Н. С. Грот Куйлю — культовый комплекс на реке Кучерле (Горный Алтай). Новосибирск, 2010. Потемкина Т. М. Мегалитические сооружения Урала: структура сакрального пространства // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2011. № 2. С. 11–35. Потемкина Т. М. Древние святилища как источник исследования мировоззренческих традиций (по материалам Обь-Иртышья) // Миф, обряд и ритуальный предмет в древности. Екатеринбург–Сургут, 2007. С. 197–223. Труфанов А. Я. Жертвенное место Хутор Бор-1 (о культурно-хронологическом своеобразии памятников эпохи поздней бронзы лесного Прииртышья) // Этнокультурные процессы в Западной Сибири. Томск, 1983. С. 63–76. Лепихин А. Н., Мельничук А. Ф. История изучения костищ гляденовской культуры // Оборинские чтения: материалы VI–VII региональной археологической конференции. (19 мая 2004 г., 24 мая 2005 г.). Пермь, 2006. Вып. 4. С. 8–9. Чуйкина Е. В., Шатунов С. В. Археологические исследования А. В. Шмидта в окрестностях Усть-Качки в 1924 г. (по архивным документам) // Оборинские чтения: материалы VI–VII региональной археологической конференции. (19 мая 2004 г., 24 мая 2005 г.). Пермь, 2006. Вып. 4. С. 152–153. Сериков Ю. Б. Об использовании уральских пещер в древности (к вопросу о соотношении производственно-бытовых и культовых комплексов) // Экология древних и традиционных обществ. Тюмень, 2007. Вып. 3. С. 129. Семенов В. А. Некоторые археологические данные о культовом почитании мест, связанных с металлургическим производством у хантов в начале II тыс. н. э. // Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным: тезисы докладов. Томск, 1985. С. 133–134. Сальников К. В. В глубине веков: очерки о жизни первобытного населения Урала. Свердловск, 1949. Эдинг Д. Н. Резная скульптура Урала // Труды ГИМ. М., 1940. Вып. 10. С. 14 Потемкина Т. М., Корочкова О. Н., Стефанов В. И. Лесное Тоболо-Иртышье в конце эпохи бронзы. М., 1995. Шелепова Е. В. Теоретические аспекты изучения памятников культовой деятельности Алтая // Древние и современные культовые места Алтая. С. 107. Бобров В. В. Петроглифы Сибири и кулайская металлопластика // Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции: материалы тематической научной конференции. 1–4 декабря 2004 г. СПб., 2004. С. 309–313. Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Забайкалья. Л., 1970. Ч. 2. Ефремова Н. С. Антропологические материалы на святилище Кучерла-1 (Куйлю): Проблемы интерпретации // Вестник НГУ. Серия История, филология. Новосибирск, 2009. Т. 8, вып. 5. С. 132–137. Канивец В. И. Канинская пещера. М., 1964. Бадер О. Н. Археологические памятники Тагильского края // Ученые записки Молотовского университета. 1953. Т. 8. вып. 2. С. 337. Потемкина Т. М. Святилища эпохи энеолита и бронзового века Тоболо-Иртышья (сравнительный анализ) // Археология Южной Сибири: идеи, методы, открытия: сборник докладов международной конференции. Красноярск, 2005. С. 50, 52. Матвеев А. В. Ирменская культура в лесостепном Приобье. Новосибирск, 1993. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. Молодин В. И., Ефремова Н. С. Ритуальный комплекс ирменской культуры: семантические реконструкции (по материалам могильника Сопка-2) // Археологические изыскания в Западной Сибири и на сопредельных территориях. Новосибирск, 2015. С. 71–77. Молодин В. И., Ефремова Н. С. Коллекция астрагалов святилища Кучерла-1 // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 1998. Т. 4. С. 300–309. Молодин В. И. Могильник Сопка-2 на р. Оми. Новосибирск, 2012. Т. 3. Сериков Ю. Б. Камень Дыроватый — уникальное пещерное святилище на р. Чусовой (первые результаты исследований) // Российская археология. 1996. № 4. С. 121–140. Сериков Ю. Б. Орнаментированные наконечники стрел эпохи мезолита с пещерного святилища на Камне Дыроватом (р. Чусовая) // Образы и сакральное пространство древних эпох. Екатеринбург, 2003. С. 73–82. Сериков Ю. Б. Культовые пещеры р. Чусовой // Культовые памятники горно-лесного Урала. С. 38–62. Сериков Ю. Б. Проблемы археологии и древней истории Урала. Нижний Тагил, 2005. Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С. 16–17.
|