Выпуск 1 (42)

«СОЦИАЛКА», ВЗРАЩЕННАЯ ВОЙНОЙ: РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДЕТСКИХ ЯСЛЕЙ НА УРАЛЕ В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ
Год 2014 Номер 1(42)
Страницы 69-73 Тип научная статья
УДК 94(470.5)”1914/19” ББК 63.3(235.55)534-68
Авторы Голикова Светлана Викторовна
Рубрика 100-ЛЕТИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Аннотация Резкое увеличение в годы Первой мировой войны числа летних детских яслей в уральских губерниях показывает, что милитаризация экономической и общественной жизни не привела к замедлению темпов развития социальной сферы, а придала ей новый импульс. В годы войны детская безнадзорность получила статус социально-значимого вопроса, решение которого виделось в развитии форм коллективной социализации детей. В статье рассматривается социальная мобилизация в области дошкольного воспитания — увеличение финансирования со стороны земств губернского, и особенно, уездного уровня, а также денежных поступлений от различных фондов, прежде всего от специализирующихся на помощи жертвам войны или на охране жизни и здоровья подрастающего поколения. Неотъемлемой частью мобилизационного механизма стало развитие общественной инициативы. Патриотический порыв масс получил выражение в широком волонтерском движении помощи детям. Общественное воспитание стало актуальным, поскольку соответствовало условиям военного времени. Его опыт оказался востребованным и в послевоенный период.
Ключевые слова Первая мировая война, Урал, социальная мобилизация, детские ясли
Библиографический список

Инструкция для руководительниц очагов, яслей и детских садов, выработанная комиссией при организации помощи детям воинов при Петроградском Обществе содействия дошкольному воспитанию детей // Дошкольное воспитание. 1916. № 1–2. Стб. 93.
Шанц А. М. Ясли-приюты в Оханском уезде летом 1915 г. // Врачебно-санитарная хроника Пермской губернии. 1916. № 1. С. 541, 551.
Деревенские приюты-ясли // Дошкольное воспитание. 1915. № 5. Стб. 379.
Алексеева Н. Война и дети // Дошкольное воспитание. 1914. № 6. Стб. 418.
Эльцин Б. М. Для чего нужны и как устраивать ясли-приюты в деревнях Уфимской губернии. Уфа, 1916. С. 2, 3.
Разные сведения и сообщения // Охрана материнства и младенчества. 1917. № 5 (сентябрь–октябрь). Стб. 463.
Климов И. А. Социальная мобилизация: к истории понятия // Человек. Сообщество. Управление. 2004. № 1. С. 11, 12.
Алексеева Н. Народный учитель и дети деревни // Дошкольное воспитание. 1914. № 4. Стб. 278–279.
Приюты-ясли в деревнях // Дошкольное воспитание. 1916. № 6–7. Стб. 481.
Егоровская Р. А. Ясли-приюты в Пермской губернии в лето 1915 года // Врачебно-санитарная хроника Пермской губернии. 1916. № 3. С. 219–220.
Русских Н. А. По поводу яслей в Пермской губернии в 1915 г. // Врачебно-санитарная хроника Пермской губернии. 1916. № 3. С. 243.
Лубенец Н. Современный детский сад, его значение и оборудование // Дошкольное воспитание. 1915. № 2. Стб. 156.
Очаги в деревне, организованные «Комиссией помощи детям» при обществе «Помощь жертвам войны в 1915 г.» Н. Мордвиновой // Дошкольное воспитание. 1916. № 6–7. Стб. 465–466.
Приюты-ясли // Охрана материнства и младенчества. 1916. № 2 (октябрь). Стб. 95.
Градскова Ю.В. Когда отдавать ребенка в детский сад и платить ли воспитателю? Родительство, гендер и учреждения дошкольного воспитания в Интернет-форумах // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010. № 3. С. 44.

 
Скачать в PDF