Выпуск 2 (43)

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ — ИНСТРУМЕНТ ОСВОЕНИЯ АРКТИКИ
Год 2014 Номер 2(43)
Страницы 108-114 Тип научная статья
УДК 338.47(470+571) ББК 63.3(21)
Авторы Карпов Виктор Петрович
Рубрика АРКТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР НАУЧНОГО ПОИСКА
Аннотация В статье показано, что и юридически, и фактически Северный морской путь (СМП) является историко-географическим и политическим достоянием России. Рассмотрены основные этапы в изучении и освоении полярной трассы, ее роль в укреплении политических, экономических, военных позиций страны. Обоснована необходимость восстановления советского масштаба грузовых перевозок по СМП как важного показателя присутствия государства в регионе. Представлены современные проблемы развития СМП, попытки концептуализации государственной политики его возрождения. Подчеркивается, что эффективность решения поставленных задач будет определяться степенью интеграции полярных и приполярных районов в единое экономическое пространство России. Показано, что наиболее развитая инфраструктура для продвижения в Арктику находится на Ямале. Строительство морского порта Сабетта может придать мощный импульс развитию СМП и российской Арктики в целом. Возрождение Северного морского пути — важнейшее условие решения стратегических задач государства в Арктике.
Ключевые слова Северный морской путь, северная политика, Россия, Арктика, освоение, Ямал
Библиографический список

Пыткин А. Н., Ионова И. Г. Проблемы и перспективы развития ТЭК Арктического региона // Нефть и газ Западной Сибири: материалы международной научно-технической конференции Тюмень, 2013. Т. 5. С. 32.
Атлас Ямало-Ненецкого автономного округа. Омск, 2004.
История Ямала: в 2 т. Екатеринбург, 2010.
Изучение и освоение Арктической зоны России в ХVIII — начале ХХI вв.: сборник документов и материалов. Новосибирск, 2011.
Карпов В. П., Гаврилова Н. Ю. Российская Арктика: вызовы и ответы // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 2. С. 124.
Чистякова Н. Ф. Северный морской путь // Большая Тюменская энциклопедия. Тюмень, 2003. С. 1952.
Арктические маршруты. Завершена экспедиция «Тюмень — Сабетта — Китай» // Тюменская правда. 2013. 8 окт.
Попова Н. Богатырь на Северном морском пути // Аргументы недели. 2011. 1 дек. С. 22.
Фальшунова Н. Как уважению стать законным // Ямальский меридиан. 2013. № 5. С. 29.
На чистую воду. Россия предлагает перевозить грузы кратчайшим Северным морским путем: ред. ст. // Российская газета. 2011. 23 сент.
Копылов В. Е. Геологи-первопроходцы в поисках арктической нефти // Горные ведомости. 2009. № 12. С. 80.
От Березово до Ямбурга: 45 лет газовой промышленности Западной Сибири. Тюмень, 2011.
Карпов В. П. Российская политика в Арктике: «Back in the USSR»? // Модернизационный потенциал и социальные практики — основа конкурентоспособности и консолидации российских регионов: материалы III Тюменского социологического форума 3–4 окт. 2013 г. Тюмень, 2013.
Снегирев В. Температура по Артуру // Российская газета. 2012. 27 янв.
Агранат Г. А. Жаркие проблемы Севера // ЭКО. 2004. № 1.
Силин А. Н. Регулирование социальных процессов на нефтегазовых предприятиях Российской Арктики и Субарктики. Тюмень, 2011.
Зернова Л. Дорога в белое безмолвие // Новая газета. 2006. 2 февр.
Сытник О. Сабетта становится глубокой // Ямальский меридиан. 2013. № 9. С. 17.
Васильев Р., Аксёнов А. Конкурентоспособность российской экономики: вызовы и риски // Тюменская правда. 2013. 15 окт. С. 2.
Вишнякова Е. Ямал как арктический фасад России // Вечерняя Тюмень. 2013. № 16. С. 7.
Карпов В. П. Тюменский сектор Арктики: новый этап освоения // Гуманитарные науки в Сибири. 2012. № 1. С. 29.
Фальшунова Н. Арктическая шапка Мономаха // Ямальский меридиан. 2013. № 5. С. 10.

 
Скачать в PDF