Аннотация |
В статье показано, что и юридически, и фактически Северный морской путь (СМП) является историко-географическим и политическим достоянием России. Рассмотрены основные этапы в изучении и освоении полярной трассы, ее роль в укреплении политических, экономических, военных позиций страны. Обоснована необходимость восстановления советского масштаба грузовых перевозок по СМП как важного показателя присутствия государства в регионе. Представлены современные проблемы развития СМП, попытки концептуализации государственной политики его возрождения. Подчеркивается, что эффективность решения поставленных задач будет определяться степенью интеграции полярных и приполярных районов в единое экономическое пространство России. Показано, что наиболее развитая инфраструктура для продвижения в Арктику находится на Ямале. Строительство морского порта Сабетта может придать мощный импульс развитию СМП и российской Арктики в целом. Возрождение Северного морского пути — важнейшее условие решения стратегических задач государства в Арктике.
|
Библиографический список |
Пыткин А. Н., Ионова И. Г. Проблемы и перспективы развития ТЭК Арктического региона // Нефть и газ Западной Сибири: материалы международной научно-технической конференции Тюмень, 2013. Т. 5. С. 32. Атлас Ямало-Ненецкого автономного округа. Омск, 2004. История Ямала: в 2 т. Екатеринбург, 2010. Изучение и освоение Арктической зоны России в ХVIII — начале ХХI вв.: сборник документов и материалов. Новосибирск, 2011. Карпов В. П., Гаврилова Н. Ю. Российская Арктика: вызовы и ответы // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 2. С. 124. Чистякова Н. Ф. Северный морской путь // Большая Тюменская энциклопедия. Тюмень, 2003. С. 1952. Арктические маршруты. Завершена экспедиция «Тюмень — Сабетта — Китай» // Тюменская правда. 2013. 8 окт. Попова Н. Богатырь на Северном морском пути // Аргументы недели. 2011. 1 дек. С. 22. Фальшунова Н. Как уважению стать законным // Ямальский меридиан. 2013. № 5. С. 29. На чистую воду. Россия предлагает перевозить грузы кратчайшим Северным морским путем: ред. ст. // Российская газета. 2011. 23 сент. Копылов В. Е. Геологи-первопроходцы в поисках арктической нефти // Горные ведомости. 2009. № 12. С. 80. От Березово до Ямбурга: 45 лет газовой промышленности Западной Сибири. Тюмень, 2011. Карпов В. П. Российская политика в Арктике: «Back in the USSR»? // Модернизационный потенциал и социальные практики — основа конкурентоспособности и консолидации российских регионов: материалы III Тюменского социологического форума 3–4 окт. 2013 г. Тюмень, 2013. Снегирев В. Температура по Артуру // Российская газета. 2012. 27 янв. Агранат Г. А. Жаркие проблемы Севера // ЭКО. 2004. № 1. Силин А. Н. Регулирование социальных процессов на нефтегазовых предприятиях Российской Арктики и Субарктики. Тюмень, 2011. Зернова Л. Дорога в белое безмолвие // Новая газета. 2006. 2 февр. Сытник О. Сабетта становится глубокой // Ямальский меридиан. 2013. № 9. С. 17. Васильев Р., Аксёнов А. Конкурентоспособность российской экономики: вызовы и риски // Тюменская правда. 2013. 15 окт. С. 2. Вишнякова Е. Ямал как арктический фасад России // Вечерняя Тюмень. 2013. № 16. С. 7. Карпов В. П. Тюменский сектор Арктики: новый этап освоения // Гуманитарные науки в Сибири. 2012. № 1. С. 29. Фальшунова Н. Арктическая шапка Мономаха // Ямальский меридиан. 2013. № 5. С. 10.
|