Выпуск 4 (41)

ШЕРТЬ, «МЕДВЕЖЬЯ ПРИСЯГА» И ПЛЯСКА С САБЛЯМИ
Год 2013 Номер 4(41)
Страницы 120-131 Тип научная статья
УДК 394.4(571.1) ББК 63.521(=665)
Авторы Перевалова Елена Валерьевна
Рубрика АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОГРАФИЯ УРАЛА
Аннотация В статье анализируется самое раннее документальное свидетельство приведения к шерти югорской элиты — описание церемонии заключения Усть-Вымского договора о мире (1484) между участниками организованного великим князем Иваном III Васильевичем похода на вогульского князя Асыку «на великую реку Обь» (1483) и побежденными югорскими и кодскими князьками. Главным моментом шертования стало сооружение своеобразного культового объекта, где каждая из сторон могла совершить клятву-обряд «по своей вере». Процедура включала использование культовой атрибутики и ритуальной пищи, особое ритуальное поведение и символические действия участников и речевую мотивацию. После присоединения сибирских земель и народов к Русскому государству обряд шертования был упрощен и адаптирован к потребностям метрополии. В административных практиках управления сибирскими туземцами «правопреемница» шерти — «медвежья присяга», — а также клятва перед образами языческих богов в судебных разбирательствах сохраняются до конца XIX в. Отдельные элементы церемонии заключения Усть-Вымского договра о мире, например использование оружия, обнаруживаются в культах и ритуалах северных угров и самодийцев (пляски с саблями, богатые арсеналы угорских святилищ).
Ключевые слова шерть, «медвежья присяга», пляска с саблями, Усть-Вымский договор о мире 1484 г., туземная элита, административные практики управления сибирскими инородцами
Библиографический список

Конев А. Ю. Шертоприводные записи и присяги сибирских «иноземцев» конца XVI–XVIII вв. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2006. Вып. 6. С. 172.
Зуев А. С. «Присоединение» Сибири к России: к вопросу о терминах и понятиях // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия История, филология. Т. 4. Вып. 2: История. Новосибирск, 2005. С. 29–30.
Бахрушин С. В. Остяцкие и вогульские княжества в XVI–XVII вв. // Бахрушин С. В. Научные труды. М., 1955. Т. 3, ч. 2.
Морозов В. М., Пархимович С. Г., Шашков А. Т. Очерки истории Коды. Екатеринбург, 1995.
История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до конца XX века: хрестоматия. Екатеринбург, 1999.
Шашков А. Т. Первые московские походы за Урал и Усть-Вымский мир 1484 г. // Обские угры: материалы II Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (12–16 декабря 1999 г., Тобольск). Тобольск; Омск, 1999. С. 168–171.
Очерки истории Югры. Екатеринбург, 2000.
Вычегодско-Вымская (МисаилоЕвтихиевская) летопись // Родники пармы. Сыктывкар, 1989.
Шашков А. Т. Северный Урал и Нижнее Приобье в конце XV–XVI вв. (по русским и иностранным источникам) // Историческая наука на рубеже веков: статьи и материалы научной конференции, посвященной 60-летию исторического факультета УрГУ им. М. Горького. Екатеринбург, 2000. С. 94, 95.
Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. М., 2005.
Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком, сочиненное Григорием Новицким // Путешествия по Обскому Северу. Тюмень, 1999. С. 53–54.
Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. СПб., 2007.
Шавров В. Н. Краткие записки о жителях Березовского уезда. М., 1871.
Кастрен М. А. Сочинения: в 2 т. Т. 1: Лапландия. Карелия. Россия. Тюмень, 1999.
От Тобольска до Обдорска. Рисунки М. С. Знаменского. Факсимильное издание. Тобольск, 2008.
Перевалова Е. В. «Между кочек живущая женщина» (культ лягушки у обских угров) // Уральский исторический вестник. 2010. № 1(26). С. 117–129.
Пелих Г. И. Происхождение селькупов. Томск, 1972.
Патканов С. К. Сочинение: в 2 т. Т. 1: Остяцкая молитва. Тюмень, 1999.
Перевалова Е. В. Северные ханты: этническая история. Екатеринбург, 2004.
Чернецов В. Н. К истории родового строя у обских угров // Советская этнография. 1947. № 6–7. С. 162–172.
Головнёв А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995.
Андреев А. И. Описания о жизни и упражнении обитающих в Туруханской и Березовской округах разного рода ясачных иноверцах // Советская этнография. 1947. № 7. С. 84–103.
Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов: в 3 т. Томск, 1996. Т. 3.
Зыков А. П., Кокшаров С. Ф., Терехова Л. М., Федорова Н. В. Угорское наследие. Екатеринбург, 1994.
Нягань. Города на историческом фоне Нижнего Приобья. Екатеринбург, 1995.
Сокровища Приобья: Западная Сибирь на торговых путях средневековья. Салехард; СПб., 2003.
Лещенко В. Ю. Использование восточного серебра на Урале // Даркевич В. П. Художественный металл Востока. М., 1976.
Усть-Полуй: I в. до н. э.: каталог выставки. Салехард; СПб., 2003.
Чернецов В. Н. Нижнее Приобье в I тысячелетии нашей эры // Материалы и исследования по археологии. М., 1957. № 58.
Источники по этнографии Западной Сибири. Томск, 1987.
Бауло А. В. Атрибутика и миф: металл в обрядах обских угров. Новосибирск, 2004.
Гемуев И. Н. Мировоззрение манси: дом и космос. Новосибирск, 1990.
Сынские ханты. Новосибирск, 2005.

 
Скачать в PDF