Аннотация |
Шаманские ритуалы отличаются установлением тесной координации реального пространства с виртуальным. Классические понятия, такие как «экстаз», «транс», не позволяют понять сложность и точность тех техник, благодаря которым шаман дает публике возможность наблюдать направление и этапы своего «путешествия» в виртуальном мире. В статье представлены некоторые лингвистические и жестикуляционные техники якутских шаманов досоветского периода. Совместно со скульптурными комплексами, которые не вошли в статью, эти техники составляют когнитивную технологию, помогающую установить во время ритуала специфическое отношение к пространству.
|
Библиографический список |
1. Jochelson W. The Yakut//Anthropological papers of the American Museum of Natural History. 1933. № 33(2). pp. 35-225. 2. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка, 1-13. СПб.; Пг.; Л., 1907-1930. 3. Линденау Я. И. Описание народов Сибири, первая половина XVIII века, историко-этнографические материалы о народах Сибири и северо-востока. Магадан, 1983. 176 с. 4. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX -начале ХХ в. Новосибирск, 1975. 199 с. 5. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. М., 1993. 713 с. 6. Васильев В. Н. Изображения долгано-якутских духов, как атрибут шаманства//Живая старина. 1910. Вып.4. С. 269-288. 7. Ксенофонтов Г. М. Сошествие шамана в преисподнюю//Воинствующий атеист. № 12. 1931. C. 120-145. 8. Hanks W. F. Referential practice. Language and lived space among the Maya. Chicago, 1990.606 p. 9. Severi C. Memory, reflexivity and belief. Reflections on the ritual use of language//Social Anthropology. 2002. № 10, Issue 1, 2002, pp. 23-40. 10. Попов А. А. Камлания шаманов бывшего Вилюйского округа. Новосибирск, 2006. 11. Виташевский Н. А. Из наблюдений над якутскими шаманскими действиями//Сборник Музея антропологии и этнографии. 1918. Т. 5, вып. 1. С. 165-188. 12. Lavrillier A. S'orienter avec les rivières chez les Évenks du Sud-Est sibérien. Un système d'orientation spatial, identitaire et rituel//Etudes mongoles et sibériennes, centrasiatiques et tibétaines. 2005-2006. № 36-37. pp. 95-138. 13. Shirokogoroff S. M. Psychomental Complex of the Tungus. L., 1935. 469 p. 14. Bogoras W. The Chukchee//Memoirs of the American Museum of Natural History. XI ed. Leiden; N.-Y., 1904-1910. 15. Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. Л., 1969. 438 с. 16. Пекарский Э. К., Васильев В. Н. Плащ и бубен якутского шамана//Материалы по этнографии России. Т. 1. СПб., 1910. С. 93-166. 17. Прокофьева Е. Д. Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана//Сборник Музея антропологии и этнографии. М.; Л., 1949. Т. 11. С. 335-375. 18. Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. М., 1991. 296 с. 19. Badamxatan S. Les chamanistes du Bouddha vivant//Etudes mongoles et sibériennes 1986. №. 17. 20. Purev O., Purvee G. Mongolian shamanism. Oulan-Bator, 2008. P. 201. 21. Gračeva G. N. Nganasan shaman costume//Shamanism in Siberia. Budapest, 1978. pp. 315-323. 22. Prokofyeva Y. D. The costume of an Enets chaman//Studies in Siberian Shamanism. Toronto, 1963. 23. Lambert J.-L. Sortir de la nuit. Essai sur le chamanisme nganassane (Arctique sibérien)//Études mongoles et sibériennes. 2002-2003. № 33-34. pp. 1-565. 24. Васильев В. Н. Шаманский костюм и бубен у якутов//Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 8. СПб., 1910. С. 1-47.
|