Выпуск 3

ПОЛЕМИКА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЭЛИТ ЕДИНОВЕРИЯ О ПУТЯХ ЕГО РАЗВИТИЯ В 1860-Е ГГ.
Год 2012 Номер 3(36)
Страницы 66-73 Тип научная статья
УДК 94(470)"18" ББК 63.3(2)522
Авторы Палкин Александр Сергеевич
Рубрика ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ
Аннотация В статье рассматривается история интеллектуальной борьбы единоверцев в 1860-е гг. Особое внимание уделено спорам единоверцев по поводу учреждения единоверческого епископата. Важное место в статье отводится воззрениям на единоверие двух выдающихся его деятелей — священника И. Т. Верховского и купца Г. Ф. Казанцева. Дискуссии 1860-х гг. ознаменовали собой начало долгого и постепенного процесса превращения единоверия из «массовой» религии в «элитарную», сторонники которой верили в возможность существования старого обряда в рамках РПЦ. Этот процесс сопровождался усилением роли личности в истории единоверия, что выразилось в появлении плеяды выдающихся миссионеров, мыслителей, общественных деятелей в среде самих единоверцев.
Ключевые слова единоверие, старообрядчество, единоверческий епископ, Гавриил Фомич Казанцев, Иоанн Тимофеевич Верховский, интеллектуальная история, история Урала
Библиографический список

Ершова О. П. Старообрядчество и власть. М., 1999.
Палкин А. С. К истории часовни в деревне Лая: из раскола в единоверие и обратно // Мир истории: новые горизонты. От источника к исследованию: материалы конф. Екатеринбург, 2012.
РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 508. Л. 1об.–2; Ф. 832. Оп. 1. Д. 81. Л. 1–8об.
ГАПК. Ф. 65. Оп. 2. Д. 828, 866, 867, 868, 869.
ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 4. Л. 70–71об., 76об., 49–50, 75–76об., 12–12об., 13об., 14, 14об.–15, 99–100, 114–123, 141, 147об.–148, 151–151об., 164об., 52–52об., 140–143об., 146об., 10–11, 15об.–16, 39–40, 43–44, 134–135, 18об.–19, 86–89об., 97–97об., 23–28об., 31–32, 35–36об., 88, 64–69об., 96–96об., 101–101об., 72–74.
Майоров Р. А. Единоверие и лидер его соединенческого направления второй половины XIX в. священник Иоанн Верховский: дис. … канд. ист. наук. М., 2008.
Байдин В. И. Казанцев Гавриил Фомич // Главы городского самоуправления Екатеринбурга. Исторические очерки. 2-е изд., доп. Екатеринбург, 2008. С. 96–101.
Байдин В. И. Эволюция социально-культурного и бытового облика верхушки уральской буржуазии в конце XVIII — начале XX вв. (На примере семьи екатеринбургских купцов Казанцевых) // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1997. [Вып. 1].
Палкин А. С. Купец-единоверец Г. Ф. Казанцев: между верой и государством // Историческая динамика российских нравов: консерватизм vs модернизация: материалы Всерос. конф. с междунар. участием (20 апреля 2012 г., Екатеринбург). Екатеринбург, 2012. С. 46–52.
Байдин В. И. У власти. Купцы-старообрядцы и общество старообрядцев Сибирского края // Родина. 2003. № 8. С. 118–120.
Верховский Т. А. Искание глаголемыми старообрядцами в XVIII веке законного архиерейства. СПб., 1868.
ОСРК РНБ. Q. I. 1093. Л. 36.
Палкин А. С. Единоверие глазами архиереев РПЦ (XVIII — начало XXI в.) // Православие в судьбе Урала и России: история и современность. Екатеринбург: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 2010.
Пункты прошения Московских старообрядцев на высочайшее имя об устроении самостоятельной старообрядческой (раскольнической) церкви // Лысогорский Н. В. Московский митрополит Платон Левшин как противораскольнический деятель. Ростов-на-Дону, 1905.
Представление московских единоверцев государю императору // Странник. 1865. Т. 1, № 1. Отд. 4.
О присоединении к православной церкви на правилах единоверия двух старообрядческих епископов с другими лицами // Калужские епархиальные ведомости. 1865. № 12.
Iwaniec E. Z dziejow staroobrzhedowcow na ziemiach Polskih XVII–XX w. Warszawa, 1977. S. 132–134.

 
Скачать в PDF