Выпуск 1

УВИДЕТЬ УРАЛ: ЛАНДШАФТНЫЕ ОПИСАНИЯ ВАС. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО И Д. Н. МАМИНА-СИБИРЯКА
Год 2016 Номер 1(50)
Страницы 25-31 Тип научная статья
УДК 82(470.5) ББК 83.3(235.55)53
Авторы Абашев Владимир Васильевич
Рубрика ЛИТЕРАТУРНЫЙ НАРРАТИВ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация В статье проводится сопоставительный анализ ландшафтно-пейзажных описаний в прозе Д. Н. Мамина-Сибиряка и Вас. И. Немировича-Данченко. Акцент делается на роли наблюдателя в структуре описания, на его видении пространства. Как показано в статье, в ландшафтных описаниях Мамина активно работают элементы живописного кода: картина, рама, линии, штрихи и т. п. Автор эстетически ориентируется на станковую живопись, которая выступает для него моделирующим образцом. В ценностно-смысловом плане наблюдатель находится у него вне описываемого ландшафта. Он разглядывает его, любуясь завершенной картиной, созданной великим художником — природой. Поэтому, даже если Мамин изображает динамический процесс, в его ландшафтных описаниях преобладают элементы статической завершенности. Немирович в своих описаниях также нередко апеллирует к живописи. Однако в самой ткани описаний элементы живописного кода встречаются редко. Апелляции к живописи у Немировича утрачивают содержательный характер и скрывают существенный сдвиг в манере изображения ландшафта. Этот сдвиг связан с активизацией присутствия наблюдателя в описании. Немирович описывает не завершенную картину великого художника — природы, он воссоздает работу зрения, вглядывания в пространство. У него вглядывание и создает картину, проявляет ландшафт из пространства. В сущности, акцент изображения у Немировича смещается на развертывающееся пространство, и в оптическую работу разглядывания он включает читателя. Итак, в ландшафтно-пейзажных описаниях Мамина и Немировича реализуются два типа переживания пространства. Переживание ландшафта как чего-то ставшего, окончательного, отложившегося в эстетически завершенных формах отличает Мамина. Тактильно-телесное переживание пространства как разворачивающейся живой стихии намечается у Немировича
Ключевые слова Д. Н. Мамин-Сибиряк, Вас. И. Немирович-Данченко, образ Урала, ландшафт.
Библиографический список

Анисимов К. В. Урал глазами путешественников: мифопоэтика, идеология, этнография // Литературный процесс на Урале в контексте историко-культурных взаимодействий: конец XIV – XVIII вв. / отв. ред. Е. К. Созина. Екатеринбург: Издат. дом «Союз писателей», 2006. С. 21–51.
Власова Е. Г. У истоков образа Урала: отчеты об ученых путешествиях конца XVIII в. // Культурная и гуманитарная география. 2013. Т. 2, № 2. С. 159–171. URL: http://www.gumgeo.ru/index.php/gumgeo/article/view/73 (дата обращения 26.09.15)
Дергачев И. А. Пейзаж у Д. Н. Мамина-Сибиряка: школа, структура, функция // Модификации художественных форм в литературном процессе. Д. Н. Мамин-Сибиряк – художник: Сб. науч. тр. / Отв. редактор Г. К. Щенников. Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1989. С. 38–56.
История литературы Урала. Конец XIV – XVIII в. / гл. ред. В. В. Блажес, Е. К. Созина. М.: Языки славянской культуры, 2012. 608 с.
Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. М.: Изд-во Московского университета, 1989. 264 с.
Кунгурцева Н. А. Уральский ландшафт в произведениях Мамина-Сибиряка 1880-х гг. // Творческое наследие Д.Н. Мамина-Сибиряка: Итоги и перспективы изучения / под общей ред. О.В. Зырянова. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2013. С. 49–64.
Мельникова А. В. Уральский ландшафт в малой прозе Д. Н. Мамина-Сибиряка первой половины 1880-х годов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 1 (2). С. 191–193.
Ottum L. Discriminating Vision: Rereading Place in Wordsworth`s Guide to the Lakes // Prose Studies. Vol. 34. № 3. December 2012. P. 167–184.

 
Скачать в PDF