ПАМ-СОТНИК: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В СТАНОВЛЕНИИ ИДЕНТИЧНОСТИ КОМИ ЛИТЕРАТУРЫ | |||
---|---|---|---|
Год | 2016 | Номер | 1(50) |
Страницы | 40-48 | Тип | научная статья |
УДК | 82-941 | ББК | 3.3 (2Рос – 6Ком) |
Авторы | Лимеров Павел Федорович |
Рубрика | ЛИТЕРАТУРНЫЙ НАРРАТИВ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКЕ |
Аннотация | Образ языческого волхва Пам-сотника впервые появляется в сочинении Епифания Премудрого «Житие Стефана Пермского» в главе о его «прении» со Стефаном Пермским о преимуществах вер. Ветхий годами Пам олицетворяет язычество Пермской страны, которое должно быть повержено Стефаном, несущим свет христианской веры. Эпизод диспута строится по образцу распространенных в византийской традиции произведений апологетической полемики, имевших форму платонического диалога, в ходе которого каждый из его участников раскрывал преимущества своего вероучения. Используя литературное клише, Епифаний выходит за рамки традиции и рисует образ потерпевшего поражение Пама как трагической личности, вызывающей уважение. Образ Пама оказал глубокое влияние на формирование коми литературы. Впервые к нему обратился И. А. Куратов, посвятивший ему поэму «Пама», где языческий волхв, который не отказался от веры отцов и тем самым противопоставил себя своему народу и даже своим богам, становится носителем высокой трагедийности. Отныне Пам не только персонаж агиографической литературы, но и культурный символ коми народа, носитель лучших черт коми национального характера. Привлекательность образа Пама как национального героя в первую очередь обусловлена тем, что за ним стоит тайна исторического прошлого коми народа, ассоциирующегося с архетипом Золотого века. | ||
Ключевые слова | Агиография, платонический диалог, вероучение, христианизация, язычество, волхв, ордалия, шаманство | ||
Библиографический список |
Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М: Изд-во «CODA», 1997. 320 с. |
||
Скачать в PDF |