Выпуск 1 (50)

ПАМ-СОТНИК: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В СТАНОВЛЕНИИ ИДЕНТИЧНОСТИ КОМИ ЛИТЕРАТУРЫ
Год 2016 Номер 1(50)
Страницы 40-48 Тип научная статья
УДК 82-941 ББК 3.3 (2Рос – 6Ком)
Авторы Лимеров Павел Федорович
Рубрика ЛИТЕРАТУРНЫЙ НАРРАТИВ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация Образ языческого волхва Пам-сотника впервые появляется в сочинении Епифания Премудрого «Житие Стефана Пермского» в главе о его «прении» со Стефаном Пермским о преимуществах вер. Ветхий годами Пам олицетворяет язычество Пермской страны, которое должно быть повержено Стефаном, несущим свет христианской веры. Эпизод диспута строится по образцу распространенных в византийской традиции произведений апологетической полемики, имевших форму платонического диалога, в ходе которого каждый из его участников раскрывал преимущества своего вероучения. Используя литературное клише, Епифаний выходит за рамки традиции и рисует образ потерпевшего поражение Пама как трагической личности, вызывающей уважение. Образ Пама оказал глубокое влияние на формирование коми литературы. Впервые к нему обратился И. А. Куратов, посвятивший ему поэму «Пама», где языческий волхв, который не отказался от веры отцов и тем самым противопоставил себя своему народу и даже своим богам, становится носителем высокой трагедийности. Отныне Пам не только персонаж агиографической литературы, но и культурный символ коми народа, носитель лучших черт коми национального характера. Привлекательность образа Пама как национального героя в первую очередь обусловлена тем, что за ним стоит тайна исторического прошлого коми народа, ассоциирующегося с архетипом Золотого века.
Ключевые слова Агиография, платонический диалог, вероучение, христианизация, язычество, волхв, ордалия, шаманство
Библиографический список

Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М: Изд-во «CODA», 1997. 320 с.
Аверинцев С. С. София-Логос. Словарь. Киев: Изд-во «ДУХ I ЛИТЕРА», 2006. 912 с.
Визгелл Ф. Цитаты из книг Священного писания в сочинениях Епифания Пермудрого // ТОДРЛ. М.; Л., 1971. Т. 36: Древнерусская литература и русская культура XVIII–XX вв. С. 232–244.
Гуревич. А. Я. Пытка // Словарь средневековой культуры / под ред. А. Я. Гуревича. Москва: Российская политическая энциклопедия, 2004. С. 400–404.
Власов А. Н. Миссия Русской православной Церкви в Пермском крае // История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы / Отв. ред. А. Н. Власов. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского государственного университета. 1996. С. 4–58.
Котылев Ю. А. Агональное моделирование православного мировидения в диспутах просветителей с иноверцами // Семиозис и культура. Вып. 4. Сыктывкар: Изд-во КГПИ, 2007. С. 120–125.
Лимеров П. Ф. Образ св. Стефана Пермского в письменной традиции и в фольклоре народа коми. М.: «Наука», 2008. 256 с.
Лихачёв Д. С. Культура Руси времён Андрея Рублёва и Епифания Премудрого. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 172 с.
Лозинский С. Роковая книга средневековья // Шпренгер Я., Инсисторис Г. Молот ведьм. М.: «Интербук», 1990. С. 5–74.
Соболева Л. С. «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого: историко-культурный контекст обращения к образу Пермской земли // История литературы Урала. Конец XIV–XVIII в. / глав. ред. В. В. Блажес, Е. К. Созина. М., 2012. С. 37–51.
Тираспольский Г. И. Примечания // Епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1993. С. 147–152.
Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990. 269 с.
Федорова А. Н. И. А. Куратов. Очерк жизни и творчества. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1975. 192 с.
Kitch, C.M. Faith The Literary Style of Epifanij Premudryj: "Pletenije Sloves". Muenchen: Sagner, 1976. 298. p.

 
Скачать в PDF