Выпуск 1

ПРОСТРАНСТВО СИБИРИ В ТВОРЧЕСТВЕ МИХАИЛА ЗЕНКЕВИЧА: ФИЛОСОФИЯ И ПОЭТИКА
Год 2016 Номер 1(50)
Страницы 49-55 Тип научная статья
УДК 82(571) ББК 83.3(253)6
Авторы Рогачева Наталья Александровна
Рубрика ЛИТЕРАТУРНЫЙ НАРРАТИВ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация В статье рассматривается структура одного из устойчивых пространственных символов в поэтическом языке М. Зенкевича. Выявляются философские, историко-литературные, документальные истоки образа Сибири, сформированного на скрещивании разнородных традиций, устанавливается диалогический характер поэтики раннего М. Зенкевича. Сибирский ландшафт стал воплощением геософских и историософских идей «адамизма», знаменуя переломный момент в литературном освоении Сибири. В статье показано, как осуществляется переход от внешне описательных текстов о Сибири к представлению сибирского пространства в качестве языка, предназначенного для символизации глубин бессознательного в русской ментальности. На основе сопоставительного анализа поэзии М. Зенкевича, Н. Гумилева, В. Нарбута, А. Ахматовой установлена акмеистская топика сибирского ландшафта и определена его специфика в идиостиле М. Зенкевича. Показано, что для Зенкевича характерна проекция сибирской топики на ландшафтные образы мистических территорий Лемурии, Атлантиды и Гипербореи, память о которых сохраняется в глубинах сознания современного человечества. Авторский миф о Сибири основывается на археологических находках конца XIX — начала XX вв., на эсхатологических построениях русских философов, оккультных теориях Е. Блаватской. Поэтика сибирского пространства (физиологизм, метаморфная структура образности, гротеск, временная многоплановость) коррелирует с представлением о Сибири как о визуальной форме бессознательного начала в европейской культуре, как о пространственной метафоре генетической памяти, которую несет в себе лирический субъект.
Ключевые слова Михаил Зенкевич, поэтика, сибирский ландшафт, оккультизм, геософия, «русская идея», акмеизм
Библиографический список

Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. С. 43–271.
Блаватская Е. Тайная доктрина. Т. 2: Антропогенезис. М.: Эксмо: Харьков: Фолио, 2015. 944 с.
Богомолов Н. А. Гумилев и оккультизм // Богомолов Н. А. Русская литература начала XX века и оккультизм. М.: Новое литературное обозрение, 2000. С. 112–144.
Замятин Д. Н. Холод и влага: Образно-географический анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Декабрист» // Новый берег. 2011. № 31. [Электронный ресурс]. URL: http://novijbereg.net/rask.php?rask=544 (дата обращения 18.01.2015).
Зенкевич М. Сказочная эра: Стихотворения. Повесть. Беллетристические мемуары / сост., подгот. текстов, прим., краткая биохроника С. Е. Зенкевича. М.: Школа-Пресс, 1994. 688 с.
Кобринский А. А. Заболоцкий и М. Зенкевич: обэриутское и акмеистическое мироощущение // Кобринский А. А. Поэтика ОБЭРИУ в контексте русского литературного авангарда: в 2 т. Т. 2. М.: МКЛ, 2000. С. 90–97.
Куликова Е. Ю. Пространство и его динамический аспект в лирике акмеистов. Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2011. 530 с.
Нарбут В. И. Стихотворения. М.: Современник, 1990. 445 с.
Ницше Ф. Антихрист: Проклятие христианству / пер. В. А. Флёровой // Ницше Ф. Собр. соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1997. Т. 2. С. 631–692.
Прокофьева В. Ю. Русский поэтический локус в его лексическом представлении (на материале поэзии «серебряного века»). СПб.: РГПУ, 2004. 153 с.
Раскина Е. Ю. Поэтическая география Н. С. Гумилева. М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2006. 164 с.
Раскина Е. Ю. Основные понятия, образы и символы сакральной географии Н. С. Гумилева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. Т. 2. № 2. С. 143–147.
Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 4. 635–762.
Сурат И. Мандельштам и Пушкин: Статья вторая: Лирические сюжеты // Новый мир. 2003. № 11. С. 154–171.

 
Скачать в PDF