Выпуск 1

АВТОРСКИЙ ФЕНОМЕН Т. Г. ШЕВЧЕНКО В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ
Год 2016 Номер 1(50)
Страницы 56-63 Тип научная статья
УДК 821.161.2 ББК 83.3(2=411.2)52
Авторы Ларкович Дмитрий Владимирович
Рубрика ЛИТЕРАТУРНЫЙ НАРРАТИВ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация Литературное признание пришло к Т. Г. Шевченко в Петербурге, причем как к поэту «малороссийскому», т. е. региональному. Ориентируясь на украинскую народнопоэтическую традицию, в своих ранних сочинениях поэт использует арсенал художественных средств и форм, ставших уже устойчивыми клише в романтической литературной практике. Однако, применяя актуальные жанровые модели, Шевченко вступает в состязание со своими «учителями» и добивается оригинальных творческих результатов на пересечении литературы и фольклора. Период пребывания поэта на Украине был отмечен многочисленными контактами с местной творческой интеллигенцией, особенно с членами «Кирилло-Мефодиевского братства», в результате чего в сознании писателя определяется интерес к идеям панславизма и особой миссии Украины в деле объединения славянских народов. Однако сам факт пребывания в органичной для него культурной среде не исключал самостоятельной, а подчас и полемической позиции Шевченко по отношению к своим единомышленникам, в особенности в вопросах, касающихся оценки современного состояния национальной идентичности украинцев. В Оренбургской ссылке Шевченко создает корпус повестей на русском языке, которые представляют собой авторские вариации на тему известных европейских, русских и украинских литературных источников. При этом поэт не только осваивает новую для него технику художественного повествования, но и предлагает свою авторскую версию «прочтения» уже существующих смыслов.
Ключевые слова Т. Г. Шевченко, авторское сознание, региональная литература, панславизм, межкультурный диалог
Библиографический список

Барабаш Ю. Т. Г. Шевченко. Семантика и структура поэтического текста. – М.: ИМЛИ РАН, 2011. 432 с.
Барабаш Ю. Я. «Инь» и «ян» украинской культуры (Гоголь и Шевченко) // Н. В. Гоголь: Материалы и исследования. Вып. 3 / Отв. ред. Ю. В. Манн. – М.: ИМЛИ РАН, 2012. – С. 31–54.
Белинский В. Г. Ластовка. ...Собрал Е. Гребенка... Сватанье. Малороссийская опера в трех действиях. Сочинение Основьяненка // Белинский В. Г. Собр. соч. В 9-ти томах. Т. 4. Статьи, рецензии и заметки. Март 1841 – март 1842 / Ред. С.И. Машинский. – М.: Художественная литература, 1979. С. 416–418.
Бігун О. Християнський месіанізм: Тарас Шевченко і Кирило-Мефодіївське братство // Шевченкознавчі студії. Збірник наукових праць. Вип. 17. – Київ: Київський університет, 2014. С. 9–16.
Большаков Л. Н. По следам оренбургской зимы: Книга поисков: [О Т. Г. Шевченко]. – Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 1968. 228 с.
Дзюба І. М. Тарас Шевченко. Життя і творчість. – 2-ге вид., доопрац. – Київ: Києво-Могилянська академія, 2008. 718 с.
Кирилюк Е. П. Тарас Шевченко. Критико-биографический очерк / Пер. с укр. Е. Кирилюка. – М.: Худож. лит., 1988. 350 с.
Костомарiв М. Книги битія українського народу. – Львiв–Київ: Новітня бібліотека, 1921. – 24 с.
Многонациональный мир Оренбуржья. Вып. 12. Помнят степи певца Украины: Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 185-й годовщине со дня рождения Т. Г. Шевченко / [Редкол.: В. В. Амелин (отв. ред.) и др.]. Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2000. – 110 с.
Оренбургская Шевченковская энциклопедия: Тюрьма. Солдатчина. Ссылка: Энцикл. одиннадцати лет 1847–1858 / Л. Н. Большаков. Оренбург: ДИМУР, 1997. – 511 с.
Прийма Ф. Я. Шевченко и русская литература XIX века. – М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. 411 с.
Черниенко Д. А. Украинистика Южного Приуралья: монография. – Ижевск: Удмуртский ун-т, 2013. 308 с.
Яценко М. Т. Украинская литература первой половины XIX в. // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наука, 1983–1994. – Т. 6. – 1989. – С. 404–417.

 
Скачать в PDF