АВТОРСКИЙ ФЕНОМЕН Т. Г. ШЕВЧЕНКО В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ | |||
---|---|---|---|
Год | 2016 | Номер | 1(50) |
Страницы | 56-63 | Тип | научная статья |
УДК | 821.161.2 | ББК | 83.3(2=411.2)52 |
Авторы | Ларкович Дмитрий Владимирович |
Рубрика | ЛИТЕРАТУРНЫЙ НАРРАТИВ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКЕ |
Аннотация | Литературное признание пришло к Т. Г. Шевченко в Петербурге, причем как к поэту «малороссийскому», т. е. региональному. Ориентируясь на украинскую народнопоэтическую традицию, в своих ранних сочинениях поэт использует арсенал художественных средств и форм, ставших уже устойчивыми клише в романтической литературной практике. Однако, применяя актуальные жанровые модели, Шевченко вступает в состязание со своими «учителями» и добивается оригинальных творческих результатов на пересечении литературы и фольклора. Период пребывания поэта на Украине был отмечен многочисленными контактами с местной творческой интеллигенцией, особенно с членами «Кирилло-Мефодиевского братства», в результате чего в сознании писателя определяется интерес к идеям панславизма и особой миссии Украины в деле объединения славянских народов. Однако сам факт пребывания в органичной для него культурной среде не исключал самостоятельной, а подчас и полемической позиции Шевченко по отношению к своим единомышленникам, в особенности в вопросах, касающихся оценки современного состояния национальной идентичности украинцев. В Оренбургской ссылке Шевченко создает корпус повестей на русском языке, которые представляют собой авторские вариации на тему известных европейских, русских и украинских литературных источников. При этом поэт не только осваивает новую для него технику художественного повествования, но и предлагает свою авторскую версию «прочтения» уже существующих смыслов. | ||
Ключевые слова | Т. Г. Шевченко, авторское сознание, региональная литература, панславизм, межкультурный диалог | ||
Библиографический список |
Барабаш Ю. Т. Г. Шевченко. Семантика и структура поэтического текста. – М.: ИМЛИ РАН, 2011. 432 с. |
||
Скачать в PDF |