Выпуск 3

«Я ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ МОСКВОШВЕЯ…»: ВНЕШНИЙ ОБЛИК ГОРОЖАНИНА В СОВЕТСКОМ КИНО 1920–1930-х гг.
Год 2016 Номер 3(52)
Страницы 89-99 Тип научная статья
УДК 94(470):791.1”1920-1930” ББК 63.3(2)614+85.373
Авторы Лебина Наталия Борисовна
Терехова Мария Всеволодовна
Рубрика ГОРОД И ГОРОЖАНЕ
Аннотация В статье предпринята попытка использовать игровое кино 1920–1930-х гг. для реконструкции деталей внешнего облика и костюма советского горожанина в указанный исторический период. Путем комплексного аналитического сравнения выявляются закономерности связей между реальными практиками в области костюма, моды и их кинематографическим отражением. Примеры из кинолент сопоставляются с релевантными по времени выдержками из источников личного происхождения, из прессы и официальных документов. Кроме того, с целью проблематизации правомерности использования кино как источника для исследования и реконструкции внешнего облика современника привлекается корпус специализированной киноведческой литературы. Несмотря на очевидную идеологизированность содержания (сюжета), советские киноленты 1920-х гг. детализированно отражали разнообразные реалии времени в области костюма и городских вестиментарных практик, порой реагируя на актуальные исторические события даже быстрее и убедительнее, чем официальная пресса. На рубеже 1920-х и 1930-х гг. в процессе комплексной реорганизации системы кинопроизводства в контексте реформ сталинского «великого перелома» существенно меняется взаимосвязь реального внешнего облика и кинокостюма. Кино как ключевой элемент «большого стиля» в искусстве формирует и транслирует мифологизированные образы персонажей-эталонов. Внешний облик героев кинолент в данном случае используется в качестве важнейшего выразительного средства конструирования экранного образа. Кинокостюм «большого стиля» становится не отражением повседневных бытовых практик, но визуальной проекцией нормализирующего властного дискурса в области формирования канонов телесности «идеального» советского гражданина.
Ключевые слова Кинопродукция, нэп, «большой стиль», кинематографическая автаркия, советский костюм, кинокостюм, социальная мимикрия
Библиографический список

 Венявкин И. «Небогатое оформление»: «Ложь» Александра Афиногенова и сталинская культурная политика 1930-х годов // Новое Литературное Обозрение, 2011.№108. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2011/108/ve13.html.
Вечтомова Е.А. Здесь печаталась «Правда». Л.:Лениздат, 1969.
Волков Е. В., Пономарева Е. В. Игровое кино как исторический источник для изучения культурной памяти//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2012. Вып. №10 (269). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/igrovoe-kino-kak-istoricheskiy-istochnik-dlya-izucheniya-kulturnoy-pamyat.
Грей Гордон. Кино: Визуальная антропология. М.: Новое Литературное Обозрение, 2014.
Горбачев О.В., Мазур Л.Н. Визуализация прошлого: источники, технологии изучения // Информационный бюллетень ассоциации. История и компьютер, 2010. № 36. С.42-43.
Дашкова Т. Телесность-Идеология-Кинематограф: Визуальный канон и советская повседневность. М.:Новое Литературное Обозрение, 2013.
Демиденко Ю.Б. Такая странная советская мода…// Российская история, 2015. №5. С.175-181.
Захаржевская Р.В. Костюм для сцены. М.: Советская Россия, 1967.
Землянухин С., Сегида М. Домашняя синематека: отечественное кино 1918-1996. М.:Дубль-Д, 1996.
Зоркая Н.М. История советского кино. СПб.:Алетейя, 2005.
Кабанов В.В. Источниковедение истории советского общества. Курс лекций. М.:РГГУ,1997.
Королевич В. Женщина в кино. М.: Теакинопечать, 1928.
Культурное строительство в Саратовском Поволжье. 1917–1928. Ч. 1. Саратов, 1985.
Кузнецова В. Костюм на экране. Л.: Искусство, 1975.
Лебедев Н.А. Очерки истории кино СССР. Немое кино (1918-1934). М.: Искусство, 1965.
Лебина Н.Б. Мужчина и женщина: тело, мода, культура. М.:Новое Литературное Обозрение, 2014.
Мандельштам Н.Я. Вторая книга. М.:Московский рабочий, 1990.
Мазур Л.Н. Визуализация истории: новый поворот в развитии исторического познания //Quaestio Rossica, 2015. № 3. С. 161-178.
Михайлова И.Б.С юбилеем, "Иван Васильевич"! Кинокомедия Л.И Гайдая: "смешно, но не только..."// Новейшая история, 2014. №1.С.248-264.
Михайлова И.Б. "Страшное кино" о "психологии власти". О фильме "Царь"- его создатели // Новейшая история, 2015.№ 1. С.163-173.
Михайлова И.Б. Долой "ненастоящего" "Царя"! Кампания против кинофильма П. С. Лунгина в печати и интернете // Новейшая история,2015. № 2. С.192-207.
Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России ХХ столетия: сборник статей // Редкол.: И.В. Нарский и др.Челябинск: Каменный пояс, 2008.
Пильняк Б.А. Голый год // Пильняк Б.А. Повесть непогашенной луны. Рассказы, повести, роман. М., 1990.
Рыклин М. Террорологики. М.;Тарту:Эйдос, 1992.
Туровская М. Голливуд в Москве, или советское и американское кино 30-х-40-х годов // Киноведческие записки, 2010. №97. URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/1264/.
Ферро М. Кино и история // Вопросы истории, 1993. № 2. С.48-57.
Шрейдер Ю.А. Логика знаковых систем (элементы семиотики). М., 1974.
Sarah Street. Costume and Cinema: Dress Codes in Popular Film. NY, 2001
Lapsey R., Westlake M. Film Theory: An Introduction. Manchester UP, 1988.

 
Скачать в PDF