«Я ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ МОСКВОШВЕЯ…»: ВНЕШНИЙ ОБЛИК ГОРОЖАНИНА В СОВЕТСКОМ КИНО 1920–1930-х гг. | |||
---|---|---|---|
Год | 2016 | Номер | 3(52) |
Страницы | 89-99 | Тип | научная статья |
УДК | 94(470):791.1”1920-1930” | ББК | 63.3(2)614+85.373 |
Авторы | Лебина Наталия Борисовна Терехова Мария Всеволодовна |
Рубрика | ГОРОД И ГОРОЖАНЕ |
Аннотация | В статье предпринята попытка использовать игровое кино 1920–1930-х гг. для реконструкции деталей внешнего облика и костюма советского горожанина в указанный исторический период. Путем комплексного аналитического сравнения выявляются закономерности связей между реальными практиками в области костюма, моды и их кинематографическим отражением. Примеры из кинолент сопоставляются с релевантными по времени выдержками из источников личного происхождения, из прессы и официальных документов. Кроме того, с целью проблематизации правомерности использования кино как источника для исследования и реконструкции внешнего облика современника привлекается корпус специализированной киноведческой литературы. Несмотря на очевидную идеологизированность содержания (сюжета), советские киноленты 1920-х гг. детализированно отражали разнообразные реалии времени в области костюма и городских вестиментарных практик, порой реагируя на актуальные исторические события даже быстрее и убедительнее, чем официальная пресса. На рубеже 1920-х и 1930-х гг. в процессе комплексной реорганизации системы кинопроизводства в контексте реформ сталинского «великого перелома» существенно меняется взаимосвязь реального внешнего облика и кинокостюма. Кино как ключевой элемент «большого стиля» в искусстве формирует и транслирует мифологизированные образы персонажей-эталонов. Внешний облик героев кинолент в данном случае используется в качестве важнейшего выразительного средства конструирования экранного образа. Кинокостюм «большого стиля» становится не отражением повседневных бытовых практик, но визуальной проекцией нормализирующего властного дискурса в области формирования канонов телесности «идеального» советского гражданина. | ||
Ключевые слова | Кинопродукция, нэп, «большой стиль», кинематографическая автаркия, советский костюм, кинокостюм, социальная мимикрия | ||
Библиографический список |
Венявкин И. «Небогатое оформление»: «Ложь» Александра Афиногенова и сталинская культурная политика 1930-х годов // Новое Литературное Обозрение, 2011.№108. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2011/108/ve13.html. |
||
Скачать в PDF |