Выпуск 3

РУССКИЕ МОНАСТЫРИ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО ДИСЦИПЛИНИРОВАНИЯ В РОССИИ ДО НАЧАЛА ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ
Год 2011 Номер 3(32)
Страницы 50-54 Тип научная статья
УДК ББК
Авторы Алексеев Алексей Иванович
Рубрика СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ИСТОРИИ
Аннотация В статье предложен подход к рассмотрению деятельности Иосифо-Волоколамского монастыря при жизни его основателя в свете практики общественного дисциплинирования. Доказательно выдвинут тезис о том, что в области организации заупокойно-поминального культа роль этого монастыря может быть уподоблена той роли, которую сыграли в X–XI вв. монастыри Клюнийской конгрегации в странах Западной Европы. Согласно мнению автора, в Московской Руси крупные общежительные обители, наряду с великокняжеским (царским) двором, играли роль центров общественного дисциплинирования, продвигая в миру представления о необходимости следовать «добрым нравам» и «хорошим манерам».
Ключевые слова Иосиф Волоцкий, практика общественного дисциплинирования, заупокойно-поминальный культ, благотворительность
Библиографический список

 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 136–183.
Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1, 2. М.; СПб., 2001.
Angenendt A. Der Heilige: auf Erden — im Himmel // Politik und Heiligenverehrung im Hochmittelalter. Sigmaringen, 1994. S. 21.
Штайндорфф Л. Монашеская культура как способ общественного дисциплинирования в Московской Руси — общеевропейский образец // Русская религиозность: проблемы изучения. СПб., 2000. С. 41–47.
Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 308.
Житие Иосифа, сост. неизвестным // ЧОИДР. 1903. Кн. 3. Отд. 2. С. 26.
Синодик Иосифо-Волоколамского монастыря (1479–1510-е годы) / Подгот. текста и исслед. Т. И. Шабловой. СПб., 2004. С. 98.
ГИМ. Епарх. 411. Л. 7, Л. 3–6; Епарх. 403; Синод. 562. Л. 58об.
Steindorff L. Memoria in Altrussland. Stuttgart, 1994. S. 180–183.
Штайндорфф Л. Поминание усопших как общее наследие западного Средневековья и Древней Руси // «Сих же память пребывает во веки». СПб., 1997. С. 41.
Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV — XVI вв.). М., 1977. С. 104.
Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 2. М., 1911. С. 577–580.
РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. № 556.
ГБ. Волок. 681.
Шаблова Т. И. Келарские обиходники Кирилло-Белозерского монастыря как исторический источник // История православия в России: люди, факты, источники. СПб., 1995. С. 51–61.
Das Speisungsbuch von Volokolamsk. Eine Quelle zur Sozialgeschichte russischer Klöster im 16. Jahrhundert. Herausgegeben und übersetzt von L. Steindorff. Köln; Weimar; Wien, 1998. S. XIV, XVIII–XXIV.
Житие преп. Иосифа, игумена Волоколамского, составленное Саввою епископом Крутицким // Великие Минеи Четьи. Сентябрь 1–13. СПб., 1868. Стб. 482.
Надгробное слово преп. Иосифу Волоколамскому ученика и сродника его инока Досифея Топоркова / Подгот. К. И. Невоструев // Чтения в Моск. о-ве ЛДП. М., 1865. Кн. 2. С. 175.
Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1912. С. 224–234.
Питирим (Нечаев), митрополит Волоколамский и Юрьевский. Эстетика преп. Иосифа Волоцкого // Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель: Материалы науч.-практ. конф., посвящ. пятилетию обретения Святых мощей Преподобного Иосифа, 520-летию освящения первого монастырского каменного храма — Успенского собора — и 80-летию со дня рождения Митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь, 2008. С. 11.
Волоколамский патерик / Коммент. Л. А. Ольшевской // Древнерусские патерики. М., 1999. С. 99, 442.

 
Скачать в PDF