Выпуск 1 (54)

«ШЕСТИДЕСЯТЫЕ» КАК ПРИСТАНИЩЕ: ДИСКУРС О ПОКОЛЕНИЯХ В ТЕКСТАХ СИБИРСКИХ ОБЛАСТНИКОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
Год 2017 Номер 1(54)
Страницы 21-29 Тип научная статья
УДК 94(57)”18” ББК 63.3(253)522
Авторы Родигина Наталия Николаевна
Рубрика ОТЦЫ И ДЕТИ: ПОКОЛЕНЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
Аннотация В статье раскрываются причины обращения лидеров сибирского областничества к теме поколений, на основе разноплановых источников выявляется эволюция их поколенческой идентичности. Особое внимание уделено использованию концепта «поколение» в материалах следственного дела над сепаратистами, а также охарактеризованы попытки власти вменить в вину сибирским областникам разжигание конфликта между «молодым» и «старым» поколениями. На примере текстов лидеров сибирского областничества Г. Н. Потанина и Н. М. Ядринцева выявлены различия в значимости для них поколенческой принадлежности. Если для Г. Н. Потанина самоидентификация по поколенческому признаку была периферийной, то для Н. М. Ядринцева ее роль с течением жизни все больше возрастала. На основе модели культурной травмы П. Штомпки, идей Э. Сантнера, В. Д. Волкона и Н. Ицковича тексты Ядринцева о поколениях трактуются как способ «работы скорби» (в понимании З. Фрейда), как попытка выживания в чуждую ему эпоху консервативной модернизации Александра III. Последняя воспринималась областником как культурная травма «безвременья», «никчемная» эпоха забвения идей и идеалов 1860-х гг. Ядринцев относил себя к «шестидесятникам». Он рассматривал создание социокультурного мифа о своем поколении как способ сохранения памяти о своем референтном сообществе, при этом осознавал дидактический и психотерапевтический потенциал такого конструирования как для своих ровесников, так и для «нового» молодого поколения.
Ключевые слова Cибирские областники, поколенческая идентичность, «шестидесятники», культурная травма
Библиографический список

 Весслинг Р. Смерть Надсона как гибель Пушкина: образцовая травма, медийная смерть и поэт «больного поколения» // Травма: пункты. М., 2009. С. 471–515.
Дело об отделении Сибири от России. Томск, 2002.
Калинин И. Историчность травматического: рутина, революция, репрезентация // Новое литературное обозрение. 2013. № 6 (124). С. 18–34.
Каспэ И. Искусство отсутствовать. Незамеченное поколение русской литературы. М., 2005.
Кукулин И. Ангел истории и сопровождающие его лица: О поколенческих и «внепоколенческих» формах социальной консолидации в современной русской литературе // Пути России: Культура — общество — человек. М., 2008. С. 108–127.
Нора П. Поколение как место памяти // Новое литературное обозрение. 1998. № 2 (30). С. 48–72.
Олейников Д. И. Поколения в истории России XIX в. // Отцы и дети: поколенческий анализ современной России. М., 2005. С. 146–167.
Родигина Н. Н., Сабурова Т. А. Поколенческое измерение социокультурной истории России XIX в.: преемственность и разрывы // Диалог со временем. 2011. Вып. 34. С. 138–157.
Родигина Н. Н., Худяков В. Н. «Глашатаи новой России»: поколенческий дискурс русской журнальной прессы в 1860–1870-е гг. // Пишем времена и случаи. Новосибирск, 2008. С. 177–185.
Родигина Н. Н., Худяков В. Н. Петербургские пожары 1862 г. — символ конфликта поколений // Локальные сообщества в имперской России в условиях социальных конфликтов: подходы и практики в современных региональных исследованиях. Омск, 2009. С. 33–62.
Сантнер Э. История по ту сторону принципа наслаждения: Размышления о репрезентации травмы // URL: http:// gefter.ru/archive/author/santner (дата обращения: 09.03.2016).
Чудакова М. О. Заметки о поколениях в советской России // Новое литературное обозрение. 1998. № 2(30). С. 73–91.
Шиловский М. В. Сибирское областничество в общественно-политической жизни региона во второй половине XIX — первой четверти ХХ в. Новосибирск, 2008.
Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социс. 2001. № 1. С. 6–17.

 
Скачать в PDF