Выпуск 1

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ И НОВЫЕ САКРАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА: ИЕРОТОПИЯ, ХРОНОТОП И ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА
Год 2017 Номер 1(54)
Страницы 135-143 Тип научная статья
УДК 902 ББК 63.4(235.555)
Авторы Селезнев Александр Геннадьевич
Селезнева Ирина Александровна
Рубрика АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Аннотация В статье обсуждаются теоретико-методологические аспекты формирования и развития новых сакральных пространств. Проблемное поле составляет ситуация ассоциированности большей части сакральных комплексов с яркими, получившими широкий резонанс в общественном дискурсе археологическими памятниками. Неожиданные интерпретации археологических материалов часто служат базой, на которой строится мифология истории, новые идеологии и обрядовая практика. Работа основана на эмпирических материалах, полученных в ходе полевого этнографического исследования нового сакрального центра в окрестностях деревни Окунево Муромцевского района Омской области. Изобретаемые в Окуневе мифология и обрядовая практика широко используют причудливо осмысленное местное богатое археологическое наследие. Особое место в этих интерпретациях уделяется личности археолога (в данном случае выдающегося российского ученого В. И. Матющенко), который рассматривается в качестве верховного демиурга, дарителя сакральных знаний. На базе эмпирики новых практик и мифологий апробируются теоретико-методологические антропологические и культурологические концепции. Используется понятие иеротопии, акцентирующее творческий характер сакрализации пространства. Рассматривается археологический фактор как основа хронотопа сакрального комплекса. Анализируются аспекты взаимовлияния актуальной мифологии и информационного пространства. Делается вывод о принципиальном сходстве традиционных, архаичных и новейших социальных практик и мифологических мотивов. При этом новые социальные практики часто представляют собой результат ревитализации, реактуализации и направленной модернизации традиционных.
Ключевые слова Археологические памятники, мифология истории, постмодерн, иеротопии, хронотоп, Окунево, глобальное информационное пространство
Библиографический список

 [Соколовский С. В.] Комментарии к лекции С. Боринской «Гены и народы». 2012. URL:http:// theoryandpractice.ru/seminars/29399-geny-i-narody-26-5 (дата обращения: 08.12.2015).
Appropriate narratives: Archaeologists, publics and stories. Budapest, 2013.
Broz L. Spirits, Genes and Walt Disney’s Deer: Creativity in Identity and Archaeology Disputes (Altai, Siberia) // The archaeological encounter: anthropological perspective. St. Andrews, 2011. P. 263–297.
Broz L. Substance, Conduct, and History: “Altaian-ness” in the Twenty-First Century // Sibirica. 2009. Vol. 8, № 2, Summer. P. 43–70.
Halemba A. What does it feel like when your religion moves under your feet? Religion, Earthquakes and National Unity in the Republic of Altai, Russian Federation // Zeitschrift für Ethnologie. 2008. Bd. 133. H. 2. P. 283–299.
Plets G., Konstantinov N., Soenov V., Robinsson E. Repatriation, Doxa, and Contested Heritages: The Return of the Altai Princess in an International Perspective // Anthropology and Archaeology of Eurasia. 2013, Fall. Vol. 52, № 2. P. 73–98.
Андреев В. М. Археологический памятник в современном культурном пространстве: культурологический анализ: дис. … канд. культурологии. Челябинск, 2014.
Ахатов А. Т., Бахшиев И. И., Тузбеков А. И. Роль археологических объектов в формировании новых сакральных пространств Южного Урала // Уральский исторический вестник. 2016. № 4 (53). С. 33–42.
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234–407.
Головнева Е., Шмидт И. Обращение к вере, утопия и сакральное место (д. Окунево в Западной Сибири) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 3 (33). C. 296–300.
Гутыра В. И. Феномен деревни Окунево: субкультурное пространство городской молодежи // Журнал Института наследия. 2016. № 1 (4). URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/57.html/ (дата обращения: 01.04.2016).
Доронин Д. Ю. Что опять не так с «алтайской принцессой»? Новые факты из ньюслорной биографии Ак Кадын // Сибирские исторические исследования. 2016. № 1. С. 74–104.
Клейн Л. С. История археологической мысли: в 2 т. СПб., 2011. Т. 2.
Клейн Л. С. Происхождение славян, версия биохимическая // Российский археологический ежегодник. 2015. № 5. С. 651–664.
Лидов А. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М., 2009.
Селезнев А. Г. Археологический памятник как основа хронотопа сакрального пространства (к 120-летию со дня рождения М. М. Бахтина) // Интеграция археологических и этнографических исследований. Барнаул; Омск, 2015. С. 96–99.
Селезнев А. Г. Горожане вне города: этнографическое изучение новых экопоселений на территории Омской области (по материалам экспедиции 2015 года) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2015. Т. 21. С. 553–557.
Селезнев А. Г. Исламские культовые комплексы астана в Сибири как иеротопии: сакральные пространства и религиозная идентичность // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 2 (21). С. 111–119.
Селезнев А. Г. Новая мифология истории: архетип «древних цивилизаций» и сакральный центр в районе деревни Окунево // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 41–59.
Селезнев А. Г. Современные иеротопии в Сибири: технология конструирования новых культурно-религиозных идентичностей // Сибирский сборник–4. Грани социального. СПб., 2014. С. 282–292.
Селезнев А. Г. Старые и новые иеротопии Сибири: технология конструирования религиозной идентичности // Население Сибири: межнациональные отношения, образование и культурная идентичность. Омск, 2011. С. 123–136.
Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Новые практики освоения культурного ландшафта: сакральные пространства эпохи постмодерна // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 2015. Вып. 9. С. 156–161.
Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Сакральный центр как творческий процесс: окуневский феномен // Творчество в археологическом и этнографическом измерении. Омск, 2013. С. 107–113.
Селезнева И. А. Сакральный центр и внешний мир: проблемы взаимодействия // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 59–73.
Семенова В. И. Иеротопия Тюмени (сакральное пространство города конца XVI–XVIII вв.) // Интеграция археологических и этнографических исследований. Иркутск, 2013. Т. 2. С. 280–283.
Тишков В. А. От этноса к этничности и после // Этнографическое обозрение. 2016. № 5. С. 5–22.
Толпеко И. В. Некоторые проблемы изучения комплекса археологических памятников на Татарском увале у д. Окунево // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 3 (7). С. 71–74.
Шнирельман В. А. «Арийцы», «народная археология» и общество: проблемные взаимоотношения // Арии степей Евразии: эпоха бронзы и раннего железа в степях Евразии и на сопредельных территориях. Барнаул, 2014. С. 34–42.
Шнирельман В. А. Места силы: конструирование сакрального пространства. Введение к дискуссии // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 3–9.
Яшин В. Б. «Церковь православных староверов-инглингов» как пример неоязыческого культа // Неоязычество на просторах Евразии. М., 2001. С. 56–67.
Яшин В. Б. Иеротопические мотивы и локусные культы в новых религиозных движениях // Омский научный вестник. 2012. № 3 (109). С. 95–99.
Яшин В. Б. Реактуализация архаических мифо-ритуальных практик в современной России на примере куатовской иеротопии (социологические и религиоведческие аспекты) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL:www.science-education.ru/119-14593 (дата обращения: 14.11.2015).

 
Скачать в PDF