О ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ ОЛЕНЕЙ НА КОЛЬСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ | |||
---|---|---|---|
Год | 2017 | Номер | 2 (55) |
Страницы | 16-24 | Тип | научная статья |
УДК | 397.4(470.2):636.01 | ББК | 63.5(2Рос-4Мур) |
Авторы | Истомин Кирилл Владимирович |
Рубрика | КОЧЕВНИКИ XXI ВЕКА |
Аннотация | Отказ от постоянного контроля над оленьим стадом и переход к так называемому экстенсивному выпасу оленей часто рассматриваются как проявление «разлада» между оленеводами и оленями, потери их взаимной адаптированности, что ведет к возвращению оленей в естественное (дикое) состояние. Однако материалы по кольскому оленеводству показывают, что, несмотря на господство здесь в течение более 30 лет экстенсивного выпаса, при котором животные пасутся безнадзорно летом и лишь частично поднадзорно — зимой, оленьи стада в процессе миграций до сих пор следуют кочевыми путями и придерживаются ритма перекочевок оленеводов эпохи господства интенсивного выпаса. На этом факте основываются применяемые оленеводами приемы поиска и сбора оленьих стад, а также технология выпаса в отельный период. Таким образом, несмотря на прекращение интенсивного выпаса, у оленей сохраняются поведенческие традиции того времени, а оленеводы приспосабливают к ним свое поведение. Это указывает на сохраняющийся высокий уровень адаптированности человека и оленя друг к другу, а также на то, что поведенческие традиции оленя могут быть весьма устойчивыми. Возможно, имеет смысл говорить о культурах оленей, всегда сопровождающих культуры оленеводов. | ||
Ключевые слова | Оленеводство, экстенсивный выпас, Кольский полуостров, поведенческие традиции, культура оленей, саами, коми | ||
Библиографический список |
Beach H. Reindeer-Herd Management in Transition: The Case of Tuorpon Saameby in Northern Sweden. Uppsala, 1981. |
||
Скачать в PDF |