ГОРНЫЕ НЕНЦЫ ПОЛЯРНОГО УРАЛА: ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛАНДШАФТНОГО ОСВОЕНИЯ | |||
---|---|---|---|
Год | 2017 | Номер | 2 (55) |
Страницы | 25-34 | Тип | научная статья |
УДК | 39(470.5) | ББК | 63.529(235.55) |
Авторы | Адаев Владимир Николаевич |
Рубрика | КОЧЕВНИКИ XXI ВЕКА |
Аннотация | В статье представлены особенности культуры приуральских горных ненцев, позволяющие, на взгляд автора, выделить их в качестве самостоятельной этнолокальной группы тундровых ненцев. Общность носит название пэ тер (‘горный народ’). Она малоизвестна в научной литературе, поэтому результаты исследования представляют интерес как в теоретическом отношении (дифференциация этнолокальных групп), так и с точки зрения обобщения и систематизации имеющихся этнографических данных. Горные ненцы связаны исторической преемственностью с «каменной самоядью», известной, как минимум, со второй половины XV в. Объединяющей характеристикой для пэ тер является принадлежность к оленеводам, осуществляющим сезонный выпас своих стад в северной части Уральского хребта. Горные ненцы имеют собственный говор ненецкого языка, сложившийся фамильно-родовой состав, ряд отличительных особенностей природопользования, материальной культуры и религиозных традиций. Представители группы считают, что им присущи специфические черты характера и особый, интенсивный ритм жизни. Решающую роль в формировании комплекса культурных особенностей горных ненцев сыграла среда обитания. Итоги исследования во многом созвучны идеям географического детерминизма, так как они демонстрируют, что жесткие природно-климатические условия и ландшафт способны четко очерчивать рамки, в которых может существовать культура, и диктовать ей узкую специализацию. Урал явился для ненцев уникальным местом, где ими был накоплен успешный опыт освоения горного ландшафта. | ||
Ключевые слова | Народы Севера, идентичность, субэтническая группа, оленеводство Границы | ||
Библиографический список |
Адаев В. Н. Ненецкие приемы ориентирования в пути: использование помощи оленя и собаки // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2016. № 1. С. 133–141. |
||
Скачать в PDF |