Выпуск 2

КОЧЕВОЕ ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ЦЫГАН-КЭЛДЭРАРОВ РОССИИ
Год 2017 Номер 2 (55)
Страницы 35-43 Тип научная статья
УДК 397 ББК 63.5(=522.4)
Авторы Черных Александр Васильевич
Рубрика КОЧЕВНИКИ XXI ВЕКА
Аннотация В статье на основе полевого этнографического материала рассматриваются особенности мобильности цыган-кэлдэраров России в ХХ в. Цыган-кэлдэраров можно отнести к сезонным кочевым группам ремесленников среди оседлого земледельческого населения. Именно в таком виде номадизм был в целом характерен для группы и был принесен кэлдэрарскими таборами при переселении в Россию. На протяжении ХХ столетия он пережил существенные трансформации, приобретая в каждый из исторических периодов разные формы — отказ от передвижения в повозках, поездки на поездах, проживание в течение нескольких лет на одном месте. Главным для цыган-кэлдэраров было ремесло: оно во многом определяло развитие группы и мобильность цыганских таборов, оставаясь стержневым компонентом их занятий до настоящего времени. Политика государства в отношении цыган, как и другие политические, идеологические, военные и прочие события страны, влияли на цыганскую мобильность, заставляли адаптироваться к новым законам, правилам и условиям в государстве проживания. История этих процессов представлена и на локальном уровне, что отражают материалы одной из родовых общин кэлдэраров — рувони. «Кочевой» текст сегодня остался не только в воспоминаниях старшего поколения информаторов, он отражен в особой кочевой ментальности, проявляется в современной цыганской мобильности и готовности «к дороге», к смене места жительства. Представления о кочевых традициях сохраняются как символ цыганского образа жизни, выступают важным элементом цыганской идентичности.
Ключевые слова Цыгане-кэлдэрары России, история цыган в ХХ в., кочевые традиции, мобильность, традиционная культура цыган
Библиографический список

Абраменко О. А. Очерки языка и культуры цыган Северо-Запада России (русская и лотфитка рома). СПб., 2006.
Бессонов Н. Миф о «кочевом племени». URL: http:// gypsy-life.net/mif-17.htm (дата обращения: 25.12.2016).
Бугай Н. Ф. Цыгане России: общество, адаптация, консенсус (1900–2010). М., 2012.
Деметер Н., Бессонов Н., Кутенков В. История цыган — новый взгляд. Воронеж, 2000.
Деметер Р. С., Деметер П. С. Цыганско-русский и русско-цыганский словарь (кэлдэрарский диалект). М., 1990.
Друц Е., Гесслер А. Цыгане: очерки. М., 1990.
Килин А. П. Политика перевода цыган на оседлый образ жизни: проблемы реализации (1926–1937) // Документ. Архив. История. Современность. Екатеринбург, 2005. Вып. 5. С. 187–226.
Марушиакова Е., Попов В. Преходът от чергарствоване към усядане // Христоматия по ромска култура. София, 2004. С. 9–22.
Марушиакова Е., Попов В. Циганите в Османската империя. София, 2000.
Петрович М. Цыганское племя сапоррони. СПб., 2007.
Сказки и песни цыган России. М., 1987.
Смирнова-Сеславинская М. В., Цветков Г. Н. Цыгане. Происхождение и культура: социально-антропологическое исследование. М., 2009.
Черных А. В. Пермские цыгане: очерки этнографии цыганского табора. Пермь, 2003.
Черных А. В., Вайман Д. И., Имайкина Е. А. Этносоциальные процессы в цыганских общинах Пермской области на современном этапе (по результатам этносоциологического исследования цыган Пермской области). Пермь, 2005.

 
Скачать в PDF