Аннотация |
Родоплеменная идентификация, характерная в прошлом для кочевников, в разной степени сохранилась у различных народов, в том числе монгольских. У халха-монголов, к примеру, до сих пор существуют определяющие идентификацию с родом термины, обозначающие поколений предков. Обнаружить подобные термины в бурятской среде нам пока не удалось. Тем не менее наличие родового самосознания и теперь является отличительной характеристикой бурятской этнической общности. Родоплеменной пласт этнического самосознания бурят связан с традиционными родоплеменными культами, обращение к которым обретает смысл противостояния бурным переменам, сотрясающим весь мир и постсоветское пространство. При переходе от традиционных обществ к современному, при резком росте степени свободы личности человек теряет былую защищенность, ощущение же принадлежности к роду способно ее вернуть. По мнению профессора А. Р. Вежбицки, родоплеменные связи помогают заменить существовавшую советскую социальную политику на постсоветском пространстве (что очевидно при поступлении в вуз, а также при возникновении социальных проблем). С нашей точки зрения, существующий у бурят родоплеменной уровень идентификации не является атавизмом: это не пережиток прошлого и не слепое, не имеющее актуального смысла следование традиции. Возродившись в условиях глобализации и социальной модернизации, родовая идентификация выполняет в современном мире ряд определенных функций и потому остается востребованной.
|
Библиографический список |
Амоголонова Д. Д., Елаева И. Э., Скрынникова Т. Д. Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (постсоветский период). Иркутск, 2005. Антонов В. И., Очирова О. А. Современные буряты как этносоциальная общность: некоторые особенности идентификационного процесса // Культура и менталитет населения Сибири: материалы Международной научно-практической конференции. СПб., 2003. С. 117. Асалханов И. А. Социально-экономическое развитие Восточной Сибири во второй половине XIX в. Улан-Удэ, 1963. Балдаев С. П. Избранное. Улан-Удэ, 1961. Бураев Д. И., Трегубова Д. Д. Восток–Запад: истоки различий и современность // Восток–Запад: историко-литературный альманах. М., 2014. Бураев И. Д., Дондуков У-Ж. Ш., Рассадин В. И., Шагдаров Л. Д. Бурятский язык и его диалекты // Бурятия. 2004. 12 и 16 июня. Буряты. М., 2004. Головнёв А. В. Феномен колонизации. Екатеринбург, 2015. Город как пространство конструирования этничности (Улан-Удэ — бурятская столица). URL: http://mion.isu.ru/fi learchive/mion_publcations/buryat4/2_3.html (дата обращения: 16.09.2015). Дагбаев Э. Д. Бурятская этническая идентичность: между традицией и модернизацией // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 6. С. 134–141. Доржиев Б. Ш. Из истории бурятских родоплеменных образований Прибайкалья // Актуальные проблемы истории и культуры народов Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 2005. С. 396–404. История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. М., 1995. Крадин Н. Н. Трансформация скотоводческого хозяйства у агинских бурят в начале XXI века: сравнительный анализ // Вестник РГНФ. 2014. № 3 (76). С. 205–208. Монгол уламжлалт ахуй амьдралын товч толь (хөх зул). Улаанбаатар хот, 1992. Павлинская Л. Р. Еще раз об этнической истории Байкальского региона // Сибирь: древние этносы и их культуры. СПб., 1996. Петри Б. Э. Элементы родовой связи у северных бурят. Иркутск, 1924. Строганова Е. А. Бурятское национально-культурное возрождение (Конец 80-х — середина 90-х гг. ХХ века, Республика Бурятия). М.; Иркутск, 2001. Тендрякова М. В. Тэнгрианство: от государственной религии к забытым культам // Религия в истории и культуре монголоязычных народов России. М., 2008. Трегубова Д. Д. Место и роль родоплеменной идентификации в сознании современных бурят // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2009. № 1. С. 77–82. Трегубова Д. Д. Родоплеменная идентификация в условиях глобализации (на примере бурятского этноса) // Этнокультурное воспроизводство в условиях глобализации: этноперекрестки и трансграничье: коллективная монография по материалам ХI Конгресса антропологов и этнологов России. М.; Берлин, 2016. С. 287–295. Трегубова Д. Д. Субэтнические группы бурят в прошлом и настоящем: дис. … канд. ист. наук. М., 2011. Уварова Т. Б. Современные формы презентации этнической идентичности коренных малочисленных народов Севера // XI Конгресс антропологов и этнологов России. М.; Екатеринбург, 2015. Умбеталиева Т. Б. Явление трайбализма в Казахстане // ЦентрАзия: портал. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1041591120 (дата обращения: 03.09.2015). Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
|