Аннотация |
«Эпоха технической воспроизводимости», «восстание масс», «век толп» до недавнего времени находились в центре интерпретаций современного мира, сменившись исследованиями потребительской культуры, массмедиа, публичной сферы. С переходом от традиционного к модерному обществу появляется множество анонимных индивидов, социальных атомов, лишенных связей между собой. Людские толпы стали «видимыми и слышимыми» на улицах, в конторах, на заводах, политических митингах, в казармах, местах досуга. Однако уровень урбанизации не соответствовал качеству «человеческого капитала», образованности горо¬жан, их экономическому потенциалу и политическому весу. В статье рассматривается мас¬совая развлекательная культура как явление «роста» модерного общества начала ХХ в. На примере губернской столицы Перми показывается, что в провинциальной культуре, сохранявшей сословно-корпоративный характер, формировались массовые виды отдыха и зрелищ. Происходила эмансипация и демократизация досуга, однако развлекательная культура не могла «поглотить» всей массы возросшего городского населения, не справляясь с функцией социального контроля. Массы выставили свои запросы на развлечения публичные, зрелищные, акционистские. Феномен массовой культуры актуализирует проблему манипуляции. Информационная революция начала ХХ в., связанная с развитием прессы, с индустрией открыток, рекламы, с распространением фотографии, кино, способствовала социальной мобильности и открытости общества. В то же время средства массовой коммуникации, развлекательная индустрия запустили процессы стандартизации: массы присваивали потребительские стратегии высших классов, навязывая «вкус к однотипному», распространяя конформизм большинства.
|
Библиографический список |
Cultures in Flux: Lower-Class Values, Practices, and Resistance in Late Imperial Russia. Princeton, 1994. Engelstein L. The Keys to Hapiness. Sex and Search for Modernity in Fin-de-Siècle Russia. Ithaca; London, 1994. Hansen М. Deadly Scenarios. Narrative Perspective and Sexual Politics in Pre-Revolutionary Russian Film // Cinefocus. 1992. Vol. 2, № 2. P. 10–19. McReynolds L. Home Was Never Where the Heart Was. Domestic Dystopias in Russia’s Silent Movie Melodramas // Imitations of Life. Two Centuries of Melodrama in Russia. Durham, 2002. P. 127–151. McReynolds L. Russia at Play: Leisure Activities at the End of the Tsarist Era. Ithaca; New York, 2003. Phillips L. L. Bolsheviks and the Bottle. Drink and Worker Culture in St. Petersburg, 1900–1929. Dekalb, 2000. Swift E. A. Popular Theater and Society Tsarist Russia. Berkeley, 2002. Блок А. Возмездие // Собрание сочинений: в 6 т. М., 1971. Т. 3. Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963. Дэвид-Фокс М. Модерность в России и СССР: отсутствующая, общая, альтернативная или переплетенная? // Новое литературное обозрение. 2016. № 140. С. 19–46. Исторический курс: «Новая имперская история Северной Евразии». Гл. 10: ХХ век: Империя в эпоху массового общества // Ab Imperio. 2016. № 1. С. 280, 281. Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 48–63. Кошман Л. В. Город и городская жизнь в России XIX столетия: социальные и культурные аспекты. М., 2008. Листов В. С. Россия. Революция. Кинематограф. М., 1995. Лихачев Б. С. Кино в России (1896–1926). Материалы к истории русского кино. Л., 1927. Малышева С. Ю. Праздный день, досужий вечер: Культура досуга российского провинциального города второй половины XIX — начала XX века. М., 2011. Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005. Микитюк В. П., Яхно О. Н. Повседневная жизнь Екатеринбурга на рубеже XIX–XX веков: очерки городского быта. Екатеринбург, 2014. Миненко Н. А., Апкаримова Е. Ю., Голикова С. В. Повседневная жизнь уральского города в XVIII — начале XX века. М., 2006. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1998. Муравьева И. А. Век модерна. Панорама столичной жизни: т. 1–2. СПб., 2004. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1988. Никольский С. М. Берегите экран! // Вестник кинематографии. 1917. № 123. С. 8–11. Олеша Ю. Ни дня без строчки. М., 1965. Руга В., Кокорев А. Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта начала XX века. М., 2010. Сытин И. Д. Страницы пережитого // Жизнь для книги. М., 1960. С. 37. Толстиков В. С., Ерыкалина А. Ю. Южноуральские горожане в эпоху культуры модерна (на рубеже XIX–XX вв.). Челябинск, 2016. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. М., 1913. Т. 3. Хренов Н. А. Образы Великого разрыва. Кино в контексте смены культурных циклов. М., 2008. Хренов Н. А., Соколов К. Б. Художественная жизнь императорской России. Субкультуры, картины мира, ментальность. СПб., 2001. Чуковский К. Нат Пинкертон и современная литература // Собрание сочинений: в 6 т. М., 1969. Т. 6. С. 119, 122.
|