Выпуск 3

МОДЕЛИ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЖЕНЩИН КАЗАХСТАНА РАННЕЙ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ (1920–1930-е гг.)
Год 2017 Номер 3 (56)
Страницы 110-118 Тип научная статья
УДК 94 (574) "1920/1930" ББК 63.3 (5 Каз) 614
Авторы Кундакбаева Жанат Бековна
Рубрика КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В СССР: СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Аннотация В статье анализируется то, как осмысляется, описывается и конструируется модерное я в эго-документах казахстанских женщин. На основе концепции советской субъективности американских историков был выбран исходный посыл о том, что в процессе конструирования личности определяющую роль играет язык и люди, используя язык (и его значения), формируют свое восприятие мира. Рассматривая личность как лингвистическую конструк¬цию и принимая во внимания ограниченное количество женских нарративов, автор утверждает, что результаты реализации модернистского проекта большевиков 1920–1930-х гг. оказались неоднозначными для женщин Казахстана. Они осознали себя индивидами, но тактики и стратегии освоения советскости, превращения советскости в собственное я были разными для разных категорий женщин. В результате было выявлено два вида нарративной идентификации, два вида сознательных и бессознательных практик отношения женщин к идеологии, к политической программе советского государства. С одной стороны, это — субъективность женщин-активисток. Их вхождение в модерн, знакомство с новыми правилами жизни, выработка новых знаков и социальных кодов, а также внутреннее преобразование произошло одновременно с вовлечением в практическую работу — пропаганду и агитацию среди женщин. Пропустив через себя программы партии, они вскоре сами стали идеологической силой, действуя наравне с лидерами партии. Тексты Фатимы Габитовой представляют диаметрально противоположную субъективность — отстраненную модель самоидентификации. Тем не менее, и женщины-активистки, и Фатима Габитова, несомненно, субъекты, рефлексирующие я, которые осознанно позиционируют себя в историческом времени.
Ключевые слова Женские эго-документы, советская субъективность, собственное я, модерн, идеология, нарратив, язык
Библиографический список

 David-Fox M. Crossing Borders: Modernity, Ideology, and Culture in Russia and the Soviet Union. Pittsburgh, 2015. P. 8.
Figes O. Private Life in Stalin’s Russia: Family Narratives, Memory and Oral History // History Workshop Journal. 2008. 65.1. P. 4.
Fitzpatrick Sh. Everyday Stalinism Ordinary Life in Extraordinary Times Soviet Russia in the 1930s. Oxford, 1999.
Fitzpatrick Sh. New Perspectives on Stalinism // Russian Review. 1986. Vol. 45, № 4. P. 36.
Kamp M. Women’s Studies and Gender Studies in Central Asia: Are We Talking to One Another // Central Eurasian Studies Review. 2009. Vol. 8.1. P. 2–13.
Kiaer C., Naiman E. Introduction // Everyday Life in Early Soviet Russia: Taking the Revolution Inside. Bloomington, 2006. P. 2–3, 8.
Абашин С. Советский кишлак. Между колониализмом и модернизацией. М., 2015.
Бегалиева М. Жизненный путь Алмы Уразбаевой // Казахстан в огне гражданской войны: Воспоминания участников Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны в Казахстане. Алма-Ата, 1960. С. 394.
В огне революции (Воспоминания участников Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны в Казахстане). Алма-Ата, 1957.
Великий Октябрь и раскрепощение женщин Средней Азии и Казахстана (1917– 1936 гг.). М., 1971.
Габитова Ф. Алыптар тағдыры: Күнделiқ даптерден. Алматы, 1995.
Габитова Ф. Өртеңде өнген гүл: өлеңдер, проза, естеліктер, күнделіктер, хаттар, пікірлер, ойлар. Алматы, 1998.
Есова С. Поколение Октября // Казахстан в огне гражданской войны: Воспоминания участников Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны в Казахстане. Алма-Ата, 1960. С. 387.
Женщины Казахстана — активные строители социализма. 1918–1945 гг. Алма-Ата, 1981.
Казахстан в огне гражданской войны: Воспоминания участников Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны в Казахстане. Алма-Ата, 1960.
Козлов Н. Н., Сандомирская И. И. «Я так хочу назвать кино». «Наивное письмо»: опыт лингво-социологического чтения. М., 1996.
Козлова Н. Н. Крестьянский сын: опыт исследования биографии // Социологические исследования. 1994. № 6. С. 114.
Козлова Н. Н. Опыт социологического чтения «человеческих документов», или Размышления о значимости методологической рефлексии // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 30.
Ниязова М. Многогранная деятельность молодой большевички // Казахстан в огне гражданской войны: Воспоминания участников Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны в Казахстане. Алма-Ата, 1960. С. 397.
Паперно И. Сны террора. Сон как источник для исто¬рии сталинизма // Новое литературное обозрение. 2012. № 4. С. 116.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции в Казахстане. 1917–1918 гг. Алма-Ата, 1957.
Пушкарева Н. Л. Русская женщина: история и современность: материалы к библиографии. M., 2002.
Фатима. Дневники, воспоминания, стихи, статьи. Алматы, 2010.

 
Скачать в PDF