Выпуск 4 (57)

РАСПРОСТРАНЕНИЕ НЕСТОРИАНСТВА СРЕДИ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ КОЧЕВНИКОВ САЯНО-АЛТАЯ И ЮЖНОГО УРАЛА В VI–XI ВВ.
Год 2017 Номер 4 (57)
Страницы 98-103 Тип научная статья
УДК 903.26(470.5+571) ББК 63.444(235.55+253.7)
Авторы Боталов Сергей Геннадьевич
Байоглу Айхан
Рубрика СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ ЕВРАЗИЯ
Аннотация Статья посвящена вопросу исповедания несторианства, оказавшего достаточно сильное влияние на формирование облика кочевой культуры, на менталитет не только тюркских, но и монгольских кочевников. Анализируются найденные во время археологических исследований могильника Уелги IX–XI вв. три крестовидные серебряные накладки, не имеющие аналогов в одновременных средневековых памятниках сопредельных регионов. Приведена краткая характеристика этих находок. Значительную роль в распространении несторианства среди тюркоязычного населения сыграли согдийцы, которые к тому времени колонизировали Восточный Туркестан, вели оживленную торговлю по Великому Шелковому пути. Посредством несторианства кочевники Великой Степи знакомились с культурой и религиозно-философскими мировоззрениями средиземноморской цивилизации. В статье показано, что несторианство было и политическим фактором. Особое внимание уделено вероисповеданию тюрков, игравшему значительную роль в их отношениях с другими странами, такими как сасанидский Иран, Византия, затем — с исламскими государствами. Таким образом, проникновение в IX–XI вв. религиозной символики христианства, несторианства, буддизма, манихейства — исторически обусловленный процесс становления раннегосударственных формирований средневековых номадов. Кочевники воспринимали в основном лишь внешние формы обрядности, выполнение же требований религии было для них затруднительно, тем не менее известный языческий пантеизм кочевого сообщества не только способствовал расширению пантеона, но и предоставлял определенные внешнеполитические преференции раннегосударственным объединениям номадов. В уелгинской ременной гарнитуре крестообразные накладки отражают не просто слепое заимствование символов религиозной культуры, а весьма сложный и многоплановый процесс культурно-политических трансформаций в недрах культур Центральной Азии.
Ключевые слова Древние тюрки, Центральная Азия, саяно-алтайские тюрки, несторианство
Библиографический список

 Железняков Б. А. О несторианстве Семиречья в средние века // Известия МОН РК. Сер. общ. Алматы, 2002. № 1. С. 299–302.
Григорьев Ф. П., Железняков Б. А. Нефритовая подвеска с крестом из Чуйской долины. URL: http:// vedikz.narod.ru/zheleznyakov/podveska.htm (дата обращения: 01.05.2017).
Ротт Ф. Г. Кресты и их фрагменты из юго-восточного Семиречья // Материалы и исследования по археологии Кыргызстана. Бишкек, 2005. Вып. 1. С. 44–50.
Грудочко И. В., Боталов С. Г. Этнокультурная ситуация в Южном Зауралье в VIII–XI веках в свете новых данных исследований погребального комплекса Уелги // II международный мадьярский симпозиум. 13–15 августа 2013 г. Челябинск, 2013. С. 130–132.
Савинов Д. Г. Расселение кимаков в IX–X веках по данным археологических источников // Прошлое Казахстана по археологическим источникам. Алма-Ата, 1976. С. 94–104.
Савинов Д. Г. Об основных этапах развития этнокультурной общности кыпчаков на юге Западной Сибири // История, археология и этнография Сибири. Томск, 1979. С. 63–72.
Мажитов Н. А. Курганы Южного Урала VII–XII вв. М., 1981.
Боталов С. Г. Курган у оз. Синеглазово (по раскопкам Минко Н. К. и Гацука С. А.) // Ранний железный век и средневековье Урало-Иртышского междуречья. Челябинск, 1987. С. 105–110.
Боталов С. Г. Культурно-хронологическая принадлежность Синеглазовских курганов // Проблемы археологии Урало-Казахстанских степей. Челябинск, 1998. С. 126–141.
Никитин А. Б. Христианство в Центральной Азии (древность и средневековье) // Туркестан и Средняя Азия. История, культура, связи. М., 1984. С. 121–137.
Zeki Velidî Togan, Bugünkü Türk. İli Türkistan ve Yakın Tarihi. İstanbul, 1981.
Кляшторный С. Г. Историко-культурное значение суджинской надписи // Проблемы востоковедения. 1959. № 5. С. 162–169.
Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. М., 1970.

 
Скачать в PDF