Выпуск 4

ГОРОД-ГОРА В КУЛЬТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ БАШКОРТОСТАНА
Год 2017 Номер 4 (57)
Страницы 121-129 Тип научная статья
УДК 903.43(470.57) ББК 63.442.7(235.55)+63.444(235.55)
Авторы Тузбеков Айнур Ильфатович
Рубрика СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ ЕВРАЗИЯ
Аннотация Памятники археологии, находящиеся вблизи современных населенных пунктов, являются одним из базовых элементов конструирования и визуализации образов прошлого для населения. Ввиду яркой выраженности в рельефе фортификационных сооружений, наиболее широкую известность приобрели в первую очередь городища. Этносы, проживающие в Урало-Поволжье, в большинстве своем именуют их Городом-горой и имеют различные представления об их происхождении. Как правило, население ассоциирует городища с периодом освоения территории предками или же с народами, проживавшими здесь ранее, но впоследствии исчезнувшими. В этой связи особый интерес представляют предания, легенды и мифы, которые являются дополнительным источником информации для изучения как отдельно взятого археологического памятника, так и культурного ландшафта региона в целом. Часть современных исследователей, увлекаясь широко распространенными среди населения мифами и легендами, уделяют им большое внимание, другие же, наоборот, скептично относятся к этим данным и не учитывают их, когда делают окончательные выводы. В рамках статьи определяется место и роль укрепленных поселений раннего железного века и средневековья, именуемых Город-гора (Калатау, Каргурезь, Ола-Курук, Хула ту, Ош-Пандо и т. д.) в культурном ландшафте Башкортостана. На основе картографирования, сравнительно-сопоставительного анализа с другими регионами Урало-Поволжья, соотношения населенных пунктов и городищ в рельефе, опроса жителей выявляется характер восприятия и интерпретации археологических памятников населением.
Ключевые слова Археологический памятник, культурный ландшафт, городище, Город-гора
Библиографический список

 Историко-культурный ландшафт Камско-Вятского региона / Н. И. Шутова [и др.]. Ижевск, 2009.
Дахин С. Д. Историко-культурный ландшафт как основа комплексного анализа материального культурного наследия поликультурного региона // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 187–188.
Репина Л. П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). Препринт WP6/2003/07. М., 2003.
Дмитриева О. О. Историческая память и механизмы ее формирования: анализ историографических концепций в отечественной науке // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 6 (361). История. Вып. 63. С. 132–137.
Романова Л. Г., Крюбези Э. Связь топонимики и археологии: на примере якутских топонимов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2016. № 12, ч. 1. С. 146–149.
Руденко К А. Булгарские святилища ХI–ХIV вв. (по археологическим материалам) // Культовые памятники Камско-Вятского региона: Материалы и исследования. Ижевск, 2004. C. 36–66.
Котов В. Г. Башкирский эпос Урал-батыр. Историко-мифологические основы Уфа, 2006.
Мажитов Н. А. О древнейшем этнокультурном компоненте в этногенезе башкирского народа // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17, № 3 С. 1440–1442.
Штырков С. А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб., 2012.
Штырков С. А. «Святые без житий» и забудущие родители: церковная канонизация и народная традиция // Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции. Сэфер. М., 2001. Вып. 7. С. 130–155.
Селезнев А. Г. Исламские культовые комплексы астана в Сибири как иеротопии: сакральные пространства и религиозная идентичность // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 2 (21). С. 111–119.
Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Археологические памятники и новые сакральные пространства: иеротопия, хронотоп и глобальная информационная среда // Уральский исторический вестник. 2017. № 1 (54). С. 135–143.
Аминев З. Г. О поклонении башкирами-мусульманами могилам святых (әүлиә) // Зайнулла Расулев — выдающийся башкирский мыслитель — философ, теолог и педагог-просветитель мусульманского мира: материалы Международной научно-практической конференции (5–7 июня 2008 г., г. Уфа). Уфа, 2008. С. 10–15.
Аминев З. Г., Ямаева Л. А. Региональные особенности ислама у башкир. Уфа, 2009.
Аминев З. Г. Абдулкадир Инан о камне яда и об обрядах вызывания дождя // Ахнаф Харисов и актуальные проблемы башкирской филологии. (К 100-летию со дня рождения): материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Уфа, 2014. С. 249–251.
Соковиков С. С. Проблемы исторической памяти и актуальные социокультурные контексты археологического памятника (начало) // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 1 (37). С. 32–38.
Hrobat K. Use of oral tradition in archaeology: the case of Ajdovšcˇina above Rodik, Slovenia // European Journal of Archaeology. 2007. Vol. 10 (1). P. 31–56.
Vieira A. A Arqueologia e a Toponímia — uma abordagem preliminary // Al-Madan Online. 2016, № 21, t. 1. P. 87–94.
Комов А. Ф. Памятники старины в средине северной половины Бирского уезда (публикация и комментарии И. М. Акбулатова) // Река времени. 2015. Уфа, 2015. C. 157–163.
Васильев А. Археологические памятники на территории района // Ватандаш. Уфа, 1997. № 12. С. 27–28.
Атаманов М. Г. Из истории Староигринского городища Каргурезь // Ежегодник финно-угорских исследований. Ижевск, 2013. Вып. 2. С. 86–94.
Камалов А. А., Камалова Ф. У. Атайсал. Уфа, 2001.
Археологическая карта Башкирии. М., 1976.
Археологические памятники Башкортостана. Уфа, 1996.
Каталог памятников археологии Башкирии, открытых в 1971–1980 гг. Уфа, 1982.
Памятники археологии Башкирской АССР, открытые в 1981–1986 годы: каталог. Уфа, 1988.
Свод археологических памятников Республики Башкортостан, выявленных в 1987–2000 годах. Уфа, 2004.
Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования. Ижевск, 2001.
Руденко К. А. Булгарские святилища ХI–ХIV вв. (по археологическим материалам) // Культовые памятники Камско- Вятского региона: материалы и исследования. Ижевск, 2004. C. 36–66.
Михайлов Д. А. Археологические места социальной памяти // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 394. С. 121–126.
Кренке Н. А. Археологические памятники Подмосковья в контексте культуры ХV–ХХ вв. // Культура средневековой Москвы XIV–XVII вв. М., 1995. С. 250–270.

 
Скачать в PDF