Выпуск 1 (58)

«ПРОЗРАЧНАЯ» ПЛОТЬ: К ИНТЕПРЕТАЦИИ АНТРОПОМОРФНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА ШИГИРСКОМ ИДОЛЕ
Год 2018 Номер 1(58)
Страницы 20-28 Тип научная статья
УДК 903.26 (470.5)“633” ББК 63.442.12(235.55)
Авторы Дэвлет Екатерина Георгиевна
Рубрика ШИГИРСКИЙ ИДОЛ: ДАТИРОВКИ, КОНТЕКСТЫ, ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Аннотация Семь антропоморфных фигур с показанными ребрами и зигзаги, представленные на Шигирском идоле, рассмотрены во взаимосвязи с образами, выполненными в рентгеновском стиле, как бы с просвеченной насквозь плотью, с показанным костным строением. Подобные изображения, характерные для первобытного искусства, интерпретируются в контексте известного по этнографическим материалам мифологического сюжета о получении шаманского дара, шаманской инициации, когда духи перебирали и пересматривали костяк посвящаемого в поисках особой шаманской косточки. Преодоление оппозиции «живое–неживое» лежит в основе семантики изображений, выполненных в рентгеновском стиле. Представленные на Шигирском идоле семь организованных по вертикали антропоморфных персонажей, изображенных в рентгеновском стиле, концептуально согласуются с представлениями о шаманских кланах, о наследуемом шаманском даре, о череде шаманов-предков, которые придают своему преемнику особые силы.
Ключевые слова Рентгеновский стиль, Шигирский идол, наскальное искусство, семантика, шаманы
Библиографический список

 Леонтьев Н. В. Стела у реки Аскиз (образ мужского божества в окуневском изобразительном искусстве) // Окуневский сборник: Культура. Искусство. Антропология. СПб., 1997. С. 222–237.

Чаиркина Н. М. Торфяниковые памятники Зауралья: анализ и интерпретация: дис. … д-ра ист. наук. Екатеринбург, 2015. Т. 1. 338 с.

Ксенофонтов Г. В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов. М., 1930. 126 с.

Иванов С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX — начала XX в. М., 1954. 838 с. (ТИЭ. Новая серия; т. 22).

Иванов С. В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар (XVIII — первая четверть XX в.). Л., 1979. 194 с.

Окладников А. П. Петроглифы Байкала — памятники древней культуры народов Сибири. Новосибирск, 1974. 125 с.

Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996. 228 с.

Сагалаев А. М., Октябрьская И. В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Знак и ритуал. Новосибирск, 1990. 209 с.

Дыренкова Н. П. Получение шаманского дара по воззрениям турецких племен // СМАЭ. Л., 1930. Т. 9. С. 267–291.

Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. Опыт сопоставления структур. М., 1984. 304 с.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. 366 с.

Жуковская Н. Л. Ламаизм и ранние формы религии. М., 1977. 200 с.

Элиаде М. Шаманизм: Архаические техники экстаза. Киев, 1998. 480 с.

Кокшаров С. Ф. О содержании и датировке одной группы уральских писаниц // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М., 1990. С. 79–83.

Вайнштейн С. И. Мир кочевников Центральной Азии. М., 1991. 296 с.

Lødøen T. Rock Art as Mortuary Practice in the Late Mesolithic of Western Norway // Expression. 2015. № 9. P. 43–47.

Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX — начале XX в. Новосибирск, 1975. 200 с.

Молодин В. И. Грот Куйлю — культовый комплекс на реке Кучерле (Горный Алтай). Новосибирск, 2010. 262 с.

Широков В. Н., Чаиркин С. Е. Наскальные изображения Северного и Среднего Урала. Екатеринбург, 2011. 182 с.

Дэвлет Е. Г., Дэвлет М. А. Мифы в камне. Мир наскального искусства России. М., 2005. 472 с.

Дэвлет Е. Г. Наскальные изображения в рентгеновском стиле и мифологический сюжет об обретении шаманского дара // Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. № 2. С. 88–95.

Devlet E. G. The skull motif in rock art of Far East: symbol of death, rebirth and the link between the generations // Expression. 2017. № 17. P. 34–44.

Львова Э. Л., Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманова М. С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Человек. Общество. Новосибирск, 1989. 243 с.

 
Скачать в PDF