ИСТОРИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ АНТРОПОМОРФНОЙ СКУЛЬПТУРЫ VI РАЗРЕЗА ГОРБУНОВСКОГО ТОРФЯНИКА | |||
---|---|---|---|
Год | 2018 | Номер | 1(58) |
Страницы | 55-61 | Тип | научная статья |
УДК | 903.26(470.5):730 | ББК | 63.442.12(235.55) |
Авторы | Устинова Елена Александровна Бунькова Антонина Андреевна |
Рубрика | ШИГИРСКИЙ ИДОЛ: ДАТИРОВКИ, КОНТЕКСТЫ, ИНТЕРПРЕТАЦИИ |
Аннотация | Источниковый ряд археологического комплекса VI Разреза Горбуновского торфяника позволяет предположить бытование на этом месте в древности своеобразного культового центра с многочисленным и многофункциональным пантеоном «божеств» или духов, часть которых имела антропоморфный облик. Всего было обнаружено семь антропоморфных скульптур. Археологический контекст, датировка и их стилистика совпадает, бытование относится к эпохе энеолита. По иконографическим признакам они делятся на две группы — без нижних конечностей (затесанные на колах) и с нижними конечностями. Иногда они имеют один или несколько общих признаков, в частности изогнутое в спине туловище и/или согнутые в коленях конечности. Изогнутость туловища и согнутость коленей — признаки, присущие некоторым женским скульптурным изображениям эпохи палеолита. Они также отмечены у плоских профильных изображений антропоморфных существ на скалах рек Лены и Ангары, известны в иконографии образов эпохи энеолита на территории Урала, находят аналогии в традиционной культовой скульптуре Азии и Африки. Широкая география и временной диапазон распространения данных признаков позволяют предположить существование устойчивого смысла, который они передают. В ходе исследования было высказано предположение, что применение историко-семантического метода в изучении антропоморфных скульптур VI Разреза Горбуновского торфяника позволяет говорить о синкретичности и полисемантичности образа, переданного их иконографией. Если наблюдение и описание морфологических признаков дают основание дифференцировать указанную скульптуру как антропоморфную, то выявление и историко-семантический анализ «скрытых» признаков свидетельствуют о зоо-антропоморфной сущности изображаемых персонажей. | ||
Ключевые слова | деревянная антропоморфная скульптура, иконография, семантика, антропозооморфные образы | ||
Библиографический список |
Гаджиева Е. А. Идолы VI разреза Горбуновского торфяника (несколько замечаний по вопросу культурно-хронологической принадлежности) // Четвертые Берсовские чтения. Екатеринбург, 2014. С. 91–99. Чаиркина Н. М. Деревянная антропоморфная скульптура Зауралья // Археология, этнография и антропология Евразии. 2014. № 1 (57). С. 81–89. Брюсов А. Я. Предки народов Зауралья // По следам древних культур. От Волги до Тихого океана. М., 1954. С. 131–162. Раушенбах В. М. Среднее Зауралье в эпоху неолита и бронзы // Труды государственного исторического музея. М., 1956. Вып. 29. 151 с. Мошинская В. И. Древняя скульптура Урала и Западной Сибири. М., 1976. 132 с. Студзицкая С. В. Изображения человека в искусстве древнего человека Урало-Западносибирского региона (эпоха бронзы) // Антропоморфные изображения. Новосибирск, 1987. С. 73–88. Эдинг Д. Н. Идолы Горбуновского торфяника // Советская археология. 1937. № 4. С. 133–146. Эдинг Д. Н. Новые находки на Горбуновском торфянике // Материалы и исследования по археологии СССР. М., 1940. Т. 1. С. 41–57. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987. 472 с. Иванов С. В. Скульптура народов Севера Сибири XIX — первой половины XX века. Л., 1970. 296 с. Потемкина Т. М., Корочкова О. Н., Стефанов В. И. Лесное Тоболо-Иртышье в конце эпохи бронзы. М., 1995. 207 с. Петрин В. Т., Широков В. Н. Об одном антропоморфном сюжете с Шайтанской писаницы (Средний Урал) // Антропоморфные изображения. Первобытное искусство. Новосибирск, 1987. С. 49–58. Окладников А. П., Запорожская В. Д. Ленские писаницы. М.; Л., 1959. 145 с. Абрамова З. А. Изображения человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.; Л., 1956. 223 с. Богаевский Б. Л. К выяснению значения нового изображения в пещере «Трех братьев» на юге Франции // Советская этнография. 1933. № 1. С. 169–172. Богаевский Б. Л. К вопросу о значении изображения так называемого «Колдуна» в «Пещере трех братьев» в Арьеже во Франции // Советская этнография. 1934. № 4. С. 34–72. Иванов С. В. Сибирские параллели к магическим изображениям из эпохи палеолита // Советская этнография. 1934. № 3. С. 91–101. Жульников А. М. К вопросу о сходстве кремневой скульптуры и наскальных изображений Северной и Восточной Европы // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. URL: http//www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/05/978-5088431-251-7/ (дата обращения: 15.10.2017). Авакумова О. С., Мотус А. И. Типология наскальных антропоморфных изображений Урала // Седьмые Берсовские чтения. Екатеринбург, 2016. С. 215–223. Кубарев В. Д. Антропоморфные хвостатые существа Алтайских гор // Антропоморфные изображения. Новосибирск, 1987. С. 150–169. Мурадова Ф. Наскальные рисунки Гобустана. URL: http://irs-az.com/new/pdf/1285069066149888809.pdf. (дата обращения: 15.10.2017). Герасименко А. А. Древний календарь и календарная мифология населения Среднего Зауралья (опыт интерпретации одной находки) // Четвертые Берсовские чтения. Екатеринбург, 2014. С. 83–90. Кокшаров С. Ф. Опыт реконструкции некоторых мифологических представлений кондинского населения эпохи энеолита // Материалы по изобразительной деятельности древнего населения Урала. Екатеринбург, 1990. С. 4–28. Широков В. Н., Чаиркин С. Е. Наскальные изображения Северного и Среднего Урала. Екатеринбург, 2011. 185 с. Джордж Кетлин — полное собрание сочинений. URL:www.georgecatlin.org (дата обращения: 15.10.2017). Мириманов В. Б. Искусство Тропической Африки: Типология. Семантика. Эволюция. М., 1986. 310 с. Голованова И. Н. Скульптура района Квилу-Кванго (ее роль в социальной жизни общества) // Сборник музея антропологии и этнографии. 1975. Т. 31. С. 163–199. |
||
Скачать в PDF |