В НОВЫЙ МИР — ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ АРХЕТИПОВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРАЗИИ ПОСЛЕ НЕОЛИТА | |||
---|---|---|---|
Год | 2018 | Номер | 1(58) |
Страницы | 62-73 | Тип | научная статья |
УДК | 903.26:730 | ББК | 63.4 +815.13 |
Авторы | Райнхольд Сабина |
Рубрика | ШИГИРСКИЙ ИДОЛ: ДАТИРОВКИ, КОНТЕКСТЫ, ИНТЕРПРЕТАЦИИ |
Аннотация | Изображение человека в древней пластике — один из наиболее интересных аспектов исследования представлений древних людей о себе. Изображения предков или божеств отражают основы социального и насущного в жизни конкретного общества и, таким образом, служат важным средством проявления социальных отношений. Заметный сдвиг в развитии скульп турной пластики отмечается в конце неолита. Изображения человека, которые тысячелетия ми были представлены небольшими глиняными или каменными фигурками, предназначенными преимущественно для повседневной жизни, претерпевают существенные изменения: они становятся скульптурными портретами конкретных людей с обозначением пола и статуса. Эти каменные стелы, или статуи-менгиры, были распространены на обширной территории от побережья Атлантики до Алтая. Но что стоит за этим явлением, нашедшим выражение в каменных изваяниях с поразительно похожей иконографией и предназначением в качестве публичных символов? Служат ли каменные скульптуры отражением миграции населения, или же они являются средством нового интеллектуального выражения индивидуальности, и роли социального в неолитических обществах в период их трансформации к более сложной общественной организации, характерной для бронзового века? | ||
Ключевые слова | статуи-менгиры, изображения человека, социальные инновации, медный век | ||
Библиографический список |
LaGamma A. Heroic Africans: legendary leaders, iconic sculptures. New York, 2011. 312 p. The Oxford handbook of prehistoric figurines. New York, 2017. 976 p. Telegin D. Ya., Mallory J. P. The anthropomorphic stelae of the Ukraine: The early Iconography of the Indo-Europeans. Washington, 1994. 129 p. Hansen S. Bilder vom Menschen der Steinzeit: Untersuchungen zur anthropomorphen Plastik der Jungsteinzeit und Kupferzeit in Südosteuropa. Mainz, 2007. 532 s. Lesure R. G. Comparative Perspectives in the Interpretation of Prehistoric Figurines // The Oxford handbook of prehistoric figurines. P. 37–60. Robb J. People of Stone. Stelae, personhood, and society in prehistoric Europe // Journal of Archaeological Method and Theory. 2009. Vol. 16, № 3. P. 162–183. Vansina J. Oral traditions as history. London, 1985. 258 p. Connerton P. How societies remember. Cambridge, 1989. 121 p. Assmann J. Das kulturelle Gedächtnis. Schrift, Erinnerung und politische Identität in frühen Hochkulturen. München, 1992. 344 s. Шмидт К. Они строили первые храмы. Таинственное святилище охотников каменного века. Археологические открытия в Гебекли Тепе. СПб, 2011. 319 с. Schulz-Paulsson B. Time and Stone. The emergence and development of megaliths and megalithic societies in Europe. Oxford, 2017. 361 p. De Marinis R. C. La datazione dello stile III A // Le pietre degli dei: menhir e stele dell’età del rame in Valcamonica e Valtellina. Bergamo, 1994. P. 69–88. D’Anna A. Les statuesmenhirs en Europe à la fin du Néolithique et au début de l’Âge de Bronze // Statues-menhirs : des énigmes de pierre venues du fond des âges. Rodez, 2002. P. 150–177. Ковалев А. А. Древнейшие статуи Чемурчека и прилегающих территорий. СПб., 2012. 160 с. Neweton L. S., Zarins J. Aspects of Bronze Age art of southern Arabia: The pictorial landscape and its relation to economic and socio-political status // Arabian Archaeology and Epigraphics. 2000. 11. С. 154–179. Poidebard A. Statue trouvée a Tell Brak: avril 1930 // Syria. 1930. 11. 4. P. 360–364. Чеченов И. М. Нальчикская подкурганная гробница. Нальчик, 1973. 68 с. Maillé M. Hommes et femmes de pierre. Statues-menhirs du Rouergue et du Haut-Languedoc. Toulouse, 2010. 538 p. Statue-stele e massi incise nell’Europa dell’Età del Rame // Notizie Archeologiche Bergomensi 3. 1995. 335 p. Шапошникова О. Г., Фоменко В. Н, Довженко H. Д. Ямная культурно-историческая область. Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. В1-3. Киев, 1986. 156 с. Statues-menhirs et pierres levées du Néolithique à aujourd’hui. Montpellier, 2015. 455 p. Mezzena F. Le stele antropomorfe nell’area megalitica di Aosta // Dei di pietra: La grande statuaria antropomorfa nell’Europa del III millennio a. C. Milano, 1998. P. 90–121. Corbud P. Les stèles anthropomorphes de la nécropole du Petit-Chasseur à Sion (Valais, Suisse) // Bulletin d’Etudes Prehistoriques et Archeologiques Alpines. 2009, XX. P. 9–97. Телегін Д. Я. Енеолітичні стели і пам’ятники нижньомихайлівського типу // Археологія. 1971. 4. С. 3–17. Harrison R. J., Heyd V. The transformation of Europe in the third millennium BC: the example of ‘‘Le Petit-Chasseur I þ III’’ (Sion, Valais, Switzerland) // Prähistorische Zeitschrift. 2007. 82. P. 129–214. Chapman J. Fragmentation in archaeology; people, places and broken objects in the prehistory of South-East Europe. London; New York, 2000. 296 p. Belinskij A., Hansen S., Reinhold S. The Great Kurgan from Nalčik. A Preliminary Report // At the northern frontier of Near Eastern archaeology: recent research on Caucasia and Anatolia in the Bronze Age. Turnhout, 2017. P. 13–32. Формозов А. А. Очерки по первобытному искусству // Материалы и исследования по археологии СССР. № 165. М., 1969. 253 с. Häusler A. Anthropomorphe Stelen des Eneolithikums in nordpontischen Raum // Wissenschaftliche Zeitschrift der Martin Luther Universität Halle-Wittenberg. 1966. 15, 1. S. 29–73. Anati E. The Alpine Menhir-statues and the Indo-European Problem // The Bronze Age in the Thracian Lands and Beyond. Miland, 1988. P. 215–247. Jeunesse C. Les statues-menhirs de Méditerranée occidentale et les steppes. Nouvelles perspectives // Statuesmenhirs et pierres levées du Néolithique à aujourd’hui. Montpellier, 2015. P. 123–138. Moortgat A. Die Kunst des Alten Mesopotamien. Sumer und Akkad. Köln, 1982. 252 s. Hansen S. «Überausstattungen» in Gräbern und Horten der Frühbronzezeit // Vom Endneolithikum zur Frühbronzezeit: Muster sozialen Wandels? Bonn, 2002. P. 151–173. Cassen S., Lescop L., Grimaud V. Sites de passage: la représentation de l’Arc au cours du Ve millénaire d’après les stèles de Bretagne, des Îles Anglo-Normandes et de l’Alentejo // Death as archaeology of transition: thoughts and materials. Oxford, 2015. P. 95–125. Резепкин А. Д. Новосвободненская культура (на основе материалов могильника Клады). СПб., 2011. 341 с. Кореневский С. Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья. М., 2004. 241 с. Трифонов В. A. Дольмен Джубга на черноморском побережье Кавказа // Записки Института истории материальной культуры РАН. 2014. Вып. 10. С. 104–131. Рассамакин Ю. Я. Поховання квітянської культури в контексті абсолютної хронології // Археологія. 2013. № 4. С. 17–41. Batora J. Kupferne Schaftlochäxte in Mittel-, Ost- und Südosteuropa. Zu Kulturkontakten und Datierung — Äneolithikum/ Frühbronzezeit // Slovenská Archeológia. 2003. LI-1. S. 1–38. Васильев И. Б. Могильник ямно-полтавкинского времени у с. Утевка в Среднем Поволжье // Вопросы археологии Поволжья. 2015. 5. С. 4–46. Нечитайло А. Л. Связи населения Степной Украины и Северного Кавказа в эпоху бронзы. Киев, 1991. 112 с. Reinhold S. Zur Konstruktion von Identität in der Bronzezeit Kaukasiens // Bronzezeitliche Identitäten und Objekte. Bonn, 2012. S. 83–106. Hansen S. The 4th Millennium: A watershed in European prehistory // Western Anatolia before Troy. Proto-Urbanisation in the 4th Millennium BC? Vienna, 2014. P. 243–259. |
||
Скачать в PDF |