Выпуск 1 (58)

«К ТАТАРАМ СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ ОТНОСИТСЯ ПЛОХО…» (СУДЬБА ИМАМА Я. К. ХАЛЕКОВА)
Год 2018 Номер 1(58)
Страницы 82-90 Тип научная статья
УДК 94(470)”18/19”:297.17 ББК 63.3(2)+86.38
Авторы Беккин Ренат Ирикович
Рубрика ЭТНОИСТОРИЯ
Аннотация В статье представлена реконструкция биографии имама-хатиба ленинградской Соборной мечети Якуба Халекова. Рассматриваются три этапа его религиозной деятельности: 1) вологодский (1910–1917), 2) петроградско-ленинградский (1920–1931) и 3) орехово-зуевский (1948–1950). Судьба Я. Халекова позволяет проследить эволюцию государственной политики по отношению к исламу в царской, а затем в советской России в первой половине XX в. Начав свою карьеру в качестве полуофициального муллы в Вологде, Я. Халеков смог добиться от имперских чиновников полной легализации возглавляемого им прихода. В 1921 г. он становится имамом-хатибом петроградской (позднее ленинградской) Соборной мечети и фактически возглавляет местную мусульманскую общину. В конце 1940-х гг. земляки-нижегородцы приглашают его в подмосковное Орехово-Зуево. Здесь до самой своей смерти он служит неофициальным муллой, не только выполняя религиозные обряды, но и передавая знания о религии младшему поколению. По мнению автора, в 1920–1940-е гг. мусульманам в СССР в первую очередь были нужны не выдающиеся богословы, а имамы, способные вести повседневную религиозную работу, даже и в полуподпольных условиях. В основе статьи лежат материалы из государственных и частных архивов, а также полевые материалы автора. Особое внимание уделено материалам следственного дела «по обвинению националистической контрреволюционной группировки, возглавляемой муллами Халиковым Якубом и Басыровым Кемалем» (1931), позволяющим реконструировать не только биографию Я. Халекова, но и историю татаро-мусульманской общины Ленинграда 1920-х гг.
Ключевые слова имам-хатиб, татаро-мусульманская община, «двадцатка», панисламизм
Библиографический список

 Сенюткина О. Н. Габдулвахид б. Сулейман б. Салюк: [Габдулвахид Сулейманов: к 220-летию со дня рождения]. Н. Новгород, 2006. 48 с.

Гафурова А. Ш. Татарская газета «Нур» в Санкт-Петербурге и ее основатель Атаулла Баязитов. СПб., 2003. 59 с.

Мухаметшин Р. Гатаулла Баязитов (1847–1911) // Татарские интеллектуалы: исторические портреты. Казань, 2005. С. 51–57.

Юнусов К. О. Ислам в Санкт-Петербурге. Татары Санкт-Петербурга, мулла М. З. Юнусов и строительство соборной мечети... // Арабская вязь: статьи, доклады, воспоминания. СПб., 2012. С. 252–262.

Тагирджанова А. Н. Книга о Мусе-эфенди, его времени и современниках. Казань, 2010. 558 с.

Беккин Р. И. Муса Бигеев как лидер мусульманской общины Петрограда (по материалам писем Мусы Джаруллаха Бигеева к Мухаммед-Алиму Максутову) // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2017. № 7. C. 227–235.

Гафурова А. Ш. Свет через столетие // Казань. 2000. № 12. URL: http://tatarica.narod.ru/archive/03_2004/81_30.03.04-5.htm (дата обращения: 10.09.2017).

Гафаров А. А., Набиев Р. А. Проблемы религиозной толерантности в трудах мусульманских модернистов во второй половине XIX — начале XX в. // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2011. Т. 153, кн. 3. С. 120–130.

Тагирджанова А. Н. Мечети Петербурга: проекты, воплощение, история мусульманской общины. СПб., 2014. 163 с.

Беккин Р. И. Материалы частных и государственных фотоархивов как источник по истории татаро-мусульманской общины советского Петрограда–Ленинграда. 1917–1991 гг. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 4. C. 118–148.

Загидуллин И. К. История мусульманской общины Вологды // Ислам минбаре. 2011. № 188/189. URL: www.idmedina.ru/minbare/?2418 (дата обращения: 10.09.2017).

Арапов Д. Ю. Ислам и мусульмане (По материалам Восточного отдела ОГПУ. 1926 год). М., 2010. Вып. 1. 152 с.

Тагирджанова А. Н. В костеле мог бы звучать азан… // История Петербурга. 2008. № 2 (42). С. 53–60.

Suikkanen M. Yksityinen Susi — Zinetullah Ahsen Bören (1886–1945) eletty ja koettu elämä, pro gradu –tutkielma. Tampere, 2012. 150 s.

Хайрутдинов А. Г. Наследие Мусы Джаруллаха Бигиева: сб. документов и материалов. Ч. 1. Казань, 2000. 71 с.

Тагирджанова А. Н. Памяти выдающегося татарского философа-богослова Мусы Биги (1873–1949). URL: http:// www.idmedina.ru/books/materials/rmforum/4/tagirjan.htm (дата обращения: 10.09.2017).

Баутдинов Г. Ореховские татары. URL: http://islam-ozuevo.ru/history/ (дата обращения: 10.09.2017).

 
Скачать в PDF