Выпуск 1 (58)

ОБЩИЕ И ОСОБЕННЫЕ ЧЕРТЫ СВЯЩЕННЫХ МЕСТ УРАЛА И СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Год 2018 Номер 1(58)
Страницы 109-117 Тип научная статья
УДК 904(470.4/.5) ББК 63.444(235.55)
Авторы Шутова Надежда Ивановна
Рубрика ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Аннотация В статье анализируются результаты исследований (обобщающие статьи, диссертации, монографии) по культовым памятникам Урала и Среднего Поволжья эпохи средневековья. Это позволяет проследить общие и своеобразные черты священных мест и мифоритуальной практики населения таких ареалов, как Камско-Вятское и Вятско-Ветлужское междуречье, Среднее Поволжье, Верхнее и Среднее Прикамье, Северный и Средний Урал, остров Вайгач. Общими чертами культовых памятников являются: приуроченность к выдающимся точкам местного ландшафта, следы огня, наличие кальцинированных, обожженных и сырых костей, черепов и конечностей животных, фрагментов вещей. Специфика каждого святилища проявляется в особенностях его топографии, в форме и конструктивных элементах, в характере жертвенных приношений. В основе классификации средневековых святилищ лежит их общественная значимость, при этом учитываются и другие признаки (топография памятника, функциональное назначение и его связь с поселением). Выделено два обширных региона по культовой практике и особенностям верований. Своеобразие сакральных мест населения равнинной зоны Восточной Европы составляют такие черты, как невыразительность следов проведения ритуалов, отсутствие специально изготовленных культовых предметов, использование в качестве приношений божествам повседневных вещей. Характерными признаками священных мест народов горно-лесной зоны Урала являются находки черепов и конечностей, других частей туш диких животных и птиц, иногда следы человеческих жертв, наличие культовых пластин, амулетов и идолов, разнообразных вещественных даров. Промежуточное положение между двумя ареалами занимают культовые памятники Верхнего и Среднего Прикамья. Отмечено, что святилища посещались разными группами населения вне зависимости от их этнической и конфессиональной принадлежности. Религиозные традиции древнего и средневекового времени сохранились в верованиях и обрядах современных финно-угорских народов, проживающих на рассматриваемых территориях.
Ключевые слова святилища, Камско-Вятский регион, Прикамье, Урал, Среднее Поволжье, средневековье, обряд, верования, общественная значимость, общее и своеобразное
Библиографический список

 Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: опыт комплексного исследования. Ижевск, 2001. 304 с.

Шутова Н. И. Средневековые святилища Камско-Вятского региона: опыт идентификации // Восточная Европа в Средневековье: к 80-летию Валентина Васильевича Седова. М., 2004. С. 129–137.

Голдина Р. Д. Жертвенное место Чумойтло в Южной Удмуртии // Проблемы изучения древней истории Удмуртии. Ижевск, 1987. С. 84–106.

Шутова Н. И., Капитонов В. И., Кириллова Л. Е., Останина Т. И. Историко-культурный ландшафт Камско-Вятского региона. Ижевск, 2009. 244 с.

Руденко К. А. Булгарские святилища эпохи средневековья XI–XIV вв. (по археологическим материалам) // Культовые памятники Камско-Вятского региона: материалы и исследования. Ижевск, 2004. С. 36–66.

Ефремова Д. Ю. Культовые памятники марийцев VI–XIX вв. (по археологическим материалам): дис. … канд. ист. наук. Казань, 2005. 253 с.

Ефремова Д. Ю. Типология культовых памятников марийцев в эпоху средневековья // Финно-угроведение. 2006. № 1. С. 35–51.

Королев К. С. Население Средней Вычегды в древности и средневековье. Екатеринбург, 1997. 196 с.

Истомина Т. В. Средневековый ритуальный комплекс Лек-Ижман II на р. Ижме // Северное Приуралье в эпоху камня и металла. Сыктывкар, 1998. С. 112–120.

Мурыгин А. М. Печорское Приуралье: эпоха средневековья. М., 1992. 182 с.

Мурыгин А. М. Памятники позднего железного века лесной и тундровой полосы Печорского Приуралья // Археология Республики Коми. М., 1997. С. 478–560.

Мурыгин А. М. Средневековые святилища Печорского Приуралья // Полевой симпозиум «Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии». Пермь, 1996. С. 61–64.

Багин А. Л. Средневековые святилища Европейского Северо-Востока VI–XIV вв.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Сыктывкар, 2000. 15 с.

Барышев И. Б. Языческие святилища острова Вайгач. М., 2011. 320 с.

Лепихин А. Н. Костища гляденовской культуры в Среднем и Верхнем Прикамье. М., 2007. 224 с. (Древняя культура финно-угорских народов пермского Прикамья).

Оборин В. А. Заселение и освоение Урала в конце XI — начале XVII века. Иркутск, 1990. 168 с.

Мельничук А. Ф., Корчагин П. А. Новейшее изучение древнего Искора // Ныроб. Чердынь. Россия: Историческое пространство и культурное наследие. Чердынь, 2003. С. 22–30.

Свирин К. М. Языческие святилища лесной полосы Восточной Европы VI–XIII вв.: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2006. 22 с.

Культовые памятники горно-лесного Урала. Екатеринбург, 2004. 431 с.

Шорин А. Ф. Кокшаровский холм — новый тип культурных комплексов Северной Евразии // Образы и сакральное пространство древних эпох. Екатеринбург, 2003. С. 87–102.

Шорин А. Ф., Зыков А. П., Виллисов Е. В. Средневековый комплекс Кокшаровского холма (Среднее Зауралье) // Российская археология. 2013. № 1. С. 119–129.

Сериков Ю. Б. Шайтанское озеро — священное озеро древности. Нижний Тагил, 2013. 408 с.

Сериков Ю. Б. Пещерные святилища реки Чусовой. Нижний Тагил, 2009. 368 с.

Изосимов Д. А. Культовые памятники населения горно-лесной полосы Среднего Предуралья: дис. … канд. ист. наук. Екатеринбург, 2007. 194 с.

 
Скачать в PDF