ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ОБ ИЗОБРАЖЕНИИ ВЕРБЛЮДА В ЗАЛЕ ХАОСА ПЕЩЕРЫ ШУЛЬГАН-ТАШ (КАПОВОЙ) | |||
---|---|---|---|
Год | 2018 | Номер | 1(58) |
Страницы | 141-148 | Тип | научная статья |
УДК | 903.27(470.57) | ББК | 63.442.12(235.55) |
Авторы | Дэвлет Екатерина Георгиевна Гуилламет Эудалд Пахунов Александр Сергеевич Григорьев Николай Николаевич Гайнуллин Данир Ахмадеевич |
Рубрика | НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ |
Аннотация | В Республике Башкортостан с 2014 г. реализуется программа мероприятий в пещере Шульган-Таш (Каповой), направленная на расширение доступа к данным о культурном наследии. С 2015 г. осуществляется работа по очистке стен от современных надписей, которой предшествовали консультации с российскими и европейскими специалистами. Работы проводились по методикам, апробированным в процессе удаления граффити во французской пещере Руффиньяк, а также на других памятниках наскального искусства. В результате двухлетней работы под руководством Э. Гуилламета было удалено более 800 граффити на площади около 120 м2, что позволило провести новое документирование изображений. Следующий этап реализации программы связан с улучшением внешнего вида панно с животными и геометрическими изображениями в зале Хаоса, который ранее уже подвергался фрагментарной расчистке от кальцита. Осенью 2017 г. для утоньшения слоя кальцита использовались электромеханические бормашины со стальными наконечниками с алмазным напылением (методика применялась для раскрытия рисунков в пещере Арси-сюр-Кюр). В результате из-под кальцитовых натеков было раскрыто изображение верблюда. Можно полагать, что рисунок выполнен краской одного цвета, а визуальное различие между темным и светлым в пределах изображения связано с состоянием сохранности участков по бокам фигуры: из краски уже в древности был вымыт уголь. В краске более сохранной центральной части изображения, а также в расположенном правее геометрическом знаке выявлен уголь, что зафиксировано благодаря использованию фотосъемки в инфракрасном диапазоне и микроаналитических методов. | ||
Ключевые слова | пещера Шульган-Таш (Капова), верблюд, реставрация, палеолитическое искусство | ||
Библиографический список |
Pakhunov A. S., Brandt N. N., Chikishev A. Y. Raman Microscopy and IR Imaging of the Palaeolithic Paintings from Kapova Cave, Southern Ural, Russia // The Conservation of Subterranean Cultural Heritage. CRCPress, 2014. P. 275–280. Пахунов А. С. Житенев В. С., Дэвлет Е. Г., Лофрументо К., Риччи М., Бекуччи М., Парфенов В. А. Анализ пигментов «кладов охры» из Каповой пещеры // Краткие сообщения Института археологии. 2016. Вып. 245. С. 240–253. Пахунов А. C., Житенев В. C. Результаты естественно-научных исследований скопления красочной массы: новые данные о рецептуре изготовления красок в Каповой пещере // Stratum plus. Археология и культурная антропология. 2015. № 1. С. 125–135. Котов В. Г., Ляхницкий Ю. С., Пиотровский Ю. Ю. Методика нанесения и состав красочного слоя рисунков пещеры Шульган-Таш (Каповой) // Уфимский археологический вестник. 2004. Вып. 5. С. 64–71. Подурец К. М. Калоян А. А., Котов В. Г., Грешников Е. А., Головкова Е. А., Велигжанин А. А., Шушунов М. Н. Исследование красителя палитры из пещеры Шульган-Таш и реконструкция технологии его изготовления // Древние святилища: археология, ритуал, мифология. Уфа, 2016. С. 126–133. Бадер О. Н. Северная палеолитическая и Окская экспедиции // Археологические открытия 1976 г. М., 1977. С. 130. Бадер О. Н. Новые работы в пещере Шульган-Таш (Каповой) // Археологические открытия 1978 г. М., 1979. С. 157. Сергиеня В. В., Черемисин Д. М. Отчет о реставрационно-исследовательских работах по палеолитическим рисункам пещеры Шульган-Таш (Капова пещера). М., 2008. 43 с. Бадер О. Н. Капова пещера. Палеолитическая живопись. М., 1965. 48 с. Šcelinskij V. E., Širokov V. N. Höhlenmalereiim Ural: Kapova und Ignatievka; Diealtsteinzeitlichen Bilderhöhlenimsüdlichen Ural. Thorbecke, 1999. 170 s. Широков В. Н., Чаиркин С. Е. Наскальные изображения Северного и Среднего Урала. Екатеринбург, 2011. 182 с. Ляхницкий Ю. С., Минников О. А., Юшко А. А. Рисунки и знаки пещеры Шульганташ (Каповой): каталог изображений. Уфа, 2013. 288 с. Devlet E. G., Pakhunov A. S. Rock art studies in Northern Russia, the Urals and the Far East 2010–2014 // Rock Art Studies. News of the world. Oxford, 2016. P. 97–114. Житенев В. С. Капoва пещера — верхнепалеолитическое пещерное святилище с настенными изображениями: дис. … д-ра ист. наук. М., 2017. 795 с. Baffier D., Girard M., Brunet J., Guillamet E., Chillida J., Hardy M., Tisnerat N., Valladas H. Du nouveau à la Grande Grotte d’Arcy-sur-Cure, Yonne, France // International Newsletter on Rock Art. 2001. 28. P. 1–3. Baffier D., Girard M., Guillamet E. Quatrepoissonspeintsen noir à la Grande Grotte d’Arcy-sur-Cure (Yonne) // International Newsletter on Rock Art. 2010. 56. P. 12–15. Brunet J., Guillamet E., Plassard J. L’élimination des graffitis de Rouffi gnac // International Newsletter on Rock Art. 1997. 17. P. 11–15. Balter M. Restorers reveal 28,000-year-old artworks // Science. 1999. Vol. 283. Iss. 5409. P. 1835. Пахунов А. С., Дэвлет Е. Г. Визуализация приемов использования естественного рельефа стен в зале Рисунков Каповой пещеры // Труды V (XXI) Всероссийского археологического съезда. Барнаул, 2017. Т. 3. С. 129–132. Житенев В. С., Пахунов А. С., Маргарян А., Солдатова Т. Е. Радиоуглеродные даты верхнепалеолитических слоев Каповой пещеры (Южный Урал) // Российская археология. 2015. № 4. С. 5–15. Дублянский Ю. В. Мосли Д., Шпётль К., Ляхницкий Ю. С., Житенев В. С., Эдвардс Р. Л. Уран-ториевое датирование палеолитических рисунков пещеры Шульган-Таш (Капова) // Проблемы сохранения, консервации палеолитической живописи пещеры Шульган-Таш и развитие туристической инфраструктуры достопримечательного места «Земля Урал-Батыра». Уфа, 2016. С. 52–54, 57–58. |
||
Скачать в PDF |