Выпуск 2

ПРАВОСЛАВНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ VS МЕХАНИЧЕСКАЯ ЕВРОПЕИЗАЦИЯ: ОТВЕТ СТАРООБРЯДЦЕВ НА ВЫЗОВЫ ИСТОРИИ
Год 2018 Номер 2(59)
Страницы 22-29 Тип научная статья
УДК 94(470)”16/18” ББК 63.3(2)5
Авторы Керов Валерий Всеволодович
Рубрика БОЛЬШИЕ ВЫЗОВЫ В ИСТОРИИ РОССИИ
Аннотация В статье содержится попытка применения концепции А. Дж. Тойнби «вызова истории» к России XVII–XIX вв. Сравниваются реализованные в истории варианты ответа на такой вызов — петровский гипермеханический и старообрядческий. В результате деятельности Пет¬ра I при низком уровне медиационных потенций и высокой скорости изменений фактически ограниченное обновление социума сопровождалось его деградацией и замедлением развития. По словам В. Н. Топорова, при Петре I был полностью утрачен шанс на «органическое развитие русского общества». Не было создано экономики, основанной на новых современных принципах. Ответ староверов на вызовы истории был основан на переосмыслении православной традиции в новых цивилизационных условиях и на развитии доктринальных положений допетровской трудовой этики, а также сложившихся ранее установок российского крестьянства и городских слоев. Фактическое социальное новаторство староверов на ранних этапах модернизации общества имело значительно большее распространение и в этом смысле эффективность, чем государственные усилия. В результате старообрядчество по отношению к государственной модернизации представляло собой реализацию параллельной и альтернативной модели национальной модернизации — нонэтатистской по характеру, основанной на традиции и реализованной вне европейской системы ценностей.
Ключевые слова А. Дж. Тойнби, концепция «вызова истории», православная традиция, модернизация, европеизация, механические заимствования, Петр I, старообрядчество, трудовая этика
Библиографический список

Тойнби А. Дж. Постижение истории: сб. М., 2001. Т. 2: Генезис цивилизаций. Вызов-и-Ответ. 640 с.

Пушкарев Л. Н. Общественно-политическая мысль России. Вторая половина XVII века. М., 1982. 288 с.

Волкогонова О. Д. Российская модернизация и опасности авторитаризма // Российская модернизация: размышляя о самобытности. М., 2008. С. 46–59.

Живов В. М. Религиозная реформа и индивидуальное начало в русской литературе XVII века // Из истории русской культуры. М., 2000. Т. 3. С. 460–485.

Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996. 368 с.

Зызыкин М. В. Патриарх Никон, его государственные и канонические идеи. М., 1995. Ч. 3. 1088 с.

Платонов С. Ф. Москва и Запад в XVI–XVII веках. Л., 1925. 150 с.

Топоров В. Н. Московские люди XVII века (к злобе дня) // Из истории русской культуры. С. 346–379.

Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. 736 с.

Керов В. В. «Се человек и дело его…»: конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2016. 590 с.

Керов В. В. Правительственные преследования, конфессиональные ценности или общинный корпоративизм? Проблема факторов формирования и развития старообрядческого предпринимательства в России XVIII–XIX вв. // Экономическая история. Ежегодник 2010. М., 2010. С. 30–58.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990. С. 61–272.

Монашеское делание: сб. поучений Святых Отцов и подвижников благочестия. М., 1991. 208 с.

Найденова Л. П. Что в иноке от «иного»? // Россия XXI. 1996. № 9/10. С. 114–132.

Найденова Л. П. «Домострой» и «путь к спасению» // Россия XXI. 1995. № 3/4. С. 158–174.

Куандыков Л. К. Идеология общежительства у старообрядцев-беспоповцев Выговского согласия в XVIII в. // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск, 1982. С. 87–100.

Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. М., 2002. Т. 1. 544 с.

Андриан, еп. Старообрядчество как часть общенациональной культуры // Старообрядчество как историко-культурный феномен. Гомель, 2003. С. 17–22.

Керов В. В. Предпринимательство старообрядцев в России // Частное предпринимательство в дореволюционной России: этноконфессиональная структура и региональное развитие, XIX — начало ХХ в. М., 2010. С. 31–141.

 
Скачать в PDF