Выпуск 2

«ВОЙТИ В КАРТИНУ, КАК В ИЗБУ»: ЯЗЫК САМООПИСАНИЯ В ДОРОЖНОМ ДНЕВНИКЕ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ РАБОТАХ В. КАНДИНСКОГО
Год 2018 Номер 2(59)
Страницы 68-77 Тип научная статья
УДК 39(470.531):75.03 ББК 85.103(2=411.2)-021
Авторы Созина Елена Константиновна
Снигирева Татьяна Александровна
Рубрика ЯЗЫКИ САМООПИСАНИЯ
Аннотация В 1889 г. Василий Кандинский, будучи студентом-юристом Московского университета, отправился в этнографическую экспедицию в зырянский край. Впечатления от путешествия были описаны им в дневнике, опубликованном лишь в XXI в., и в двух этнографических статьях. Используя дискурсивный, нарратологический и контекстуальный методы анализа этих документов, авторы, с одной стороны, выявляют связи художника с финно-угорской культурой, с интересом этнографов конца XIX в. к культуре народа коми, с другой — реконструируют характер метаязыка «зырянских штудий» В. Кандинского и его влияния (через годы) на живописный язык художника-авангардиста. Дневник рассматривается как своеобразный текст самоописания, в котором не только раскрывается личность будущего художника, проявляются его живописные, цветовые интенции, но и в неожиданном ракурсе предстает земля коми и сам народ (В. Кандинский описывал их неоднократно и позже). Авторы приходят к выводу о том, что эта поездка стала для молодого исследователя своеобразной инициацией, пробудившей в нем некие духовные и художнические интуиции, не вполне подвластные рациональному сознанию и попавшие в тон и ритм отечественного и западноевропейского искусства первых десятилетий нового века. «Шаманизм» В. Кандинского, т. е. его интерес к магической, обрядовой практике народов Российской империи (не только зырян), начавшийся с увлечения этнографией, в дневнике как тексте самоописания находился на периферии и сместился в центр его художественно-творческой деятельности позже, когда был проявлен и осознан, совпав с любовью к цвету и с внутренним пониманием синтонии ощущений, даваемых цветом/звуком/музыкой/словом. Во время расцвета В. Кандинского как художника эти мистические интуиции и озарения стали метаязыком его творчества и во многом определили его новаторство в области живописи.
Ключевые слова Кандинский, языки самоописания, дневник, этнография, культура коми, авангардное искусство
Библиографический список

Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства: в 2 т. Т. 2: 1918–1938. М., 2008. 390 с.

Путешествие В. Кандинского к зырянам в 1889 г. Сыктывкар, 2013. 88 с.

Керимова М. М. Николай Харузин и Василий Кандинский // Этнографическое обозрение. 2007. № 6. С. 14–33.

Аронов И. Кандинский. Истоки. М., 2010. 376 с.

Соколов Б. М. Кандинский. Эпоха Великой Духовности. Живопись. Поэзия. Театр. Личность. СПб., 2016. 536 с.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994. 384 с.

Луман Н. Самоописания. М., 2009. 320 с.

Монтичелли Д. Самоописание, диалог и периферия у позднего Лотмана // Новое литературное обозрение. 2012. № 3 (115). С. 40–55.

Лимерова В. А. «Текст языка» в творчестве И. А. Куратова и его современников // Литература Урала: история и современность. Вып. 5: Национальные образы мира в региональной проекции. Екатеринбург, 2010. С. 99–108.

Лимеров П. Ф. Мифология загробного мира. Сыктывкар, 1998. 125 с.

Жаков К. Ф. Языческое миросозерцание зырян // Жаков К. Мифы Зырянского Севера. Сыктывкар, 2016. 304 с.

Му пуксьöм — Сотворение мира: мифология народа коми. Сыктывкар, 2005. 624 с.

Шевеленко И. Д. Модернизм как архаизм: национализм и поиски модернистской эстетики в России. М., 2017. 336 с.

Иванов В. Родное и вселенское. М., 1994. 428 с.

Теребихин Н. М. Метафизика Севера. Архангельск, 2004. 272 с.

Шалабин В. Василий Кандинский — художник, этнограф и шаман // TextOnly. 2000. № 6. URL: http://www.vavilon.ru/textonly/issue6/shalabin.htm (дата обращения: 15.12.2017).

 
Скачать в PDF