НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ: АЛЬМАНАХ «БОЕВЫЕ РЕБЯТА» (1942–1944) | |||
---|---|---|---|
Год | 2018 | Номер | 2(59) |
Страницы | 94-101 | Тип | научная статья |
УДК | 82:087.5 | ББК | 83.801.1 |
Авторы | Литовская Мария Аркадьевна |
Рубрика | ЯЗЫКИ САМООПИСАНИЯ |
Аннотация | Рассмотрено содержание альманаха «Боевые ребята» (Свердловск, 1942–1958) периода Великой Отечественной войны. Аудитория альманаха — подростки 10–13 лет, проживающие на Урале. Проанализирована специфика интерпретации военной реальности коллективными усилиями редактора-составителя альманаха К. В. Рождественской и его авторов с различным опытом обращения к детской литературе. Выделена как важнейшая и охарактеризована социализационная задача альманаха — вызвать у подростка уважение к Уралу как месту его постоянного или временного проживания, подчеркнув значимость этой тыловой территории для военных действий, чтобы снять у молодого читателя ощущение неполноценности его жизни в глубоком тылу. На основе проведенного литературоведческого анализа доказано, что создатели альманаха выполняют государственный «заказ» — осмысливать идущую войну как отечественную, ориентируясь в качестве прецедентного события на Отечественную войну 1812 г. Отталкиваясь от созданного в довоенной советской детской литературе образа Гражданской войны, авторы альманаха делают акцент не на изображении внутреннего конфликта своего/чужого, а на столкновении идеального Своего с внешним отвратительным Чужим. Они последовательно формируют тему монолитности советского мира через развитие мотивов единства фронта и тыла, преемственности традиций российских отечественных войн, подчеркивают устойчивость структуры советского общества со свойственной ей иерархией поколений, создавая образы «боевых ребят» как дисциплинированных и в то же время инициативных учеников и помощников старших. | ||
Ключевые слова | литература периода Великой Отечественной войны, советская детская литература, периодические издания на Урале, альманах «Боевые ребята» | ||
Библиографический список |
Арзамасцева И. Детская Россика // Новое литературное обозрение. 2011. № 111. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2011/111/a42.html (дата обращения: 11.12.2017). Lerer S. Children’s literature: a reader’s history, from Aesop to Harry Potter. Chicago, 2008. 386 p. O’Dell F. A. Socialization through children’s literature: the Soviet example. Cambridge, 1978. 278 p. Балина М. Советская детская литература: несколько слов о предмете исследования // «Убить Чарскую...»: парадоксы советской литературы для детей (1920-е–1930-е). СПб., 2013. С. 7–19. Маслинская (Леонтьева) С. Г. Пионерская беллетристика vs большая детская литература // Детские чтения. 2012. № 1. С. 100–116. Olich J. Competing Ideologies and Children’s Literature in Russia, 1918–1935: how powerful actors attempted to establish cultural uniformity, how the process was contested, and how it failed. Saarbrucken, 2009. 280 p. Щербинин П. П. Детская повседневность в период Первой мировой войны 1914–1918. Тамбов, 2015. 256 с. Коткин С. Советский Союз в межвоенном цивилизационном контексте // Мишель Фуко и Россия. СПб.; М., 2001. С. 239–315. Старикова Е. В наших переулках: биографические записи. М., 2003. 448 с. Литература первой половины ХХ в.: Клавдия Васильевна Рождественская // Родное Прикамье: Хрестоматия по литературному краеведению. Пермь, 2001. С. 34–39. Рождественская Е. «Моему неизменно окрыляющему редактору»: вспоминая Павла Петровича Бажова // Урал. 2005. № 1. С. 241–246. Клочкова Ю. В. Литературный образ Свердловска в произведениях военных лет // Литература Урала: история и современность. Екатеринбург, 2006. С. 128–135. |
||
Скачать в PDF |