ОСОБЕННОСТИ САМООПИСАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКОЯЗЫЧНОГО ХАНТЫЙСКОГО ПРОЗАИКА Е. Д. АЙПИНА | |||
---|---|---|---|
Год | 2018 | Номер | 2(59) |
Страницы | 109-114 | Тип | научная статья |
УДК | 821(571.122) | ББК | 83.3(0)=665.1 |
Авторы | Комаров Сергей Анатольевич Лагунова Ольга Константиновна |
Рубрика | ЯЗЫКИ САМООПИСАНИЯ |
Аннотация | В статье рассматривается язык самоописания в текстах русскоязычного хантыйского прозаика Е. Д. Айпина (1948 г. р.). Писатель мыслится как представитель традиционалистского типа творчества. Это существенно для понимания литературного опыта в России как разнофазового движения в различных регионах и этнических культурах. Профессионализация прозаика предполагала, с одной стороны, следование определенным стандартам культуры советской цивилизации при изображении оппозиции «свой/чужой», с другой стороны, внутреннее прояснение автором границ и законов национального космоса, формирование органической системы средств при конструировании и динамизации изображаемого. Сначала язык само описания в творчестве Е. Д. Айпина формировался через выбор типового главного героя (хант в различных возрастных режимах и ситуациях жизнедеятельности, в испытаниях встречей), изображенного в родовой цепи или на грани ее физического разрыва. Это мотивировало ввод в тексты знаков связи языческого героя с природными и мифофольклорными элементами традиционной жизни. К началу 1990-х гг. прозаик стал осознавать себя как избранного и посвященного, говорящего от имени народа с богами этих территорий и значимыми представителями иных национальных культур страны и мира, что привело к укрупнению и онтологизации повествовательных форм и публицистических опытов. Концепт народа теперь дополняется концептом любви, структурирующим художественную форму, что приводит и к изменениям мотивного репертуара прозаика. Его поздняя публицистика насыщена императивными формулами, закрепляющими позитивно-мифологизирующее миросозерцание одного из значительных мастеров слова современной многонациональной литературы России. | ||
Ключевые слова | русскоязычный хантыйский прозаик, Е. Д. Айпин, язык самоописания, мифофольклорная культура, историческая поэтика, культурный герой, концепт, мотив, императивная формула | ||
Библиографический список |
Теория литературы: в 2 т. Т. 2: Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М., 2004. 368 с. Головнёв А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995. 606 с. Комаров С. А. Несколько слов об охоте (вместо заключения) // Семиотика и поэтика отечественной культуры 1920–1950-х годов: коллективная монография: в 2 ч. Ч. 1. Ишим, 2012. С. 366–374. Хохлова Н. А. Концепт охоты в русской литературе второй половины XIX века: дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2016. 227 с. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. М., 2001. 170 с. Лагунова О. К. Феномен творчества русскоязычных писателей ненцев и хантов последней трети XX века (Е. Айпин, Ю. Вэлла, А. Неркаги). Тюмень, 2007. 260 с. Комаров С. А., Лагунова О. К. Литература Сибири: миссия, этничность, аксиология. Тюмень, 2016. 200 с. |
||
Скачать в PDF |