Выпуск 2

ОСОБЕННОСТИ САМООПИСАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКОЯЗЫЧНОГО ХАНТЫЙСКОГО ПРОЗАИКА Е. Д. АЙПИНА
Год 2018 Номер 2(59)
Страницы 109-114 Тип научная статья
УДК 821(571.122) ББК 83.3(0)=665.1
Авторы Комаров Сергей Анатольевич
Лагунова Ольга Константиновна
Рубрика ЯЗЫКИ САМООПИСАНИЯ
Аннотация В статье рассматривается язык самоописания в текстах русскоязычного хантыйского прозаика Е. Д. Айпина (1948 г. р.). Писатель мыслится как представитель традиционалистского типа творчества. Это существенно для понимания литературного опыта в России как разнофазового движения в различных регионах и этнических культурах. Профессионализация прозаика предполагала, с одной стороны, следование определенным стандартам культуры советской цивилизации при изображении оппозиции «свой/чужой», с другой стороны, внутреннее прояснение автором границ и законов национального космоса, формирование органической системы средств при конструировании и динамизации изображаемого. Сначала язык само описания в творчестве Е. Д. Айпина формировался через выбор типового главного героя (хант в различных возрастных режимах и ситуациях жизнедеятельности, в испытаниях встречей), изображенного в родовой цепи или на грани ее физического разрыва. Это мотивировало ввод в тексты знаков связи языческого героя с природными и мифофольклорными элементами традиционной жизни. К началу 1990-х гг. прозаик стал осознавать себя как избранного и посвященного, говорящего от имени народа с богами этих территорий и значимыми представителями иных национальных культур страны и мира, что привело к укрупнению и онтологизации повествовательных форм и публицистических опытов. Концепт народа теперь дополняется концептом любви, структурирующим художественную форму, что приводит и к изменениям мотивного репертуара прозаика. Его поздняя публицистика насыщена императивными формулами, закрепляющими позитивно-мифологизирующее миросозерцание одного из значительных мастеров слова современной многонациональной литературы России.
Ключевые слова русскоязычный хантыйский прозаик, Е. Д. Айпин, язык самоописания, мифофольклорная культура, историческая поэтика, культурный герой, концепт, мотив, императивная формула
Библиографический список

Теория литературы: в 2 т. Т. 2: Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М., 2004. 368 с.

Головнёв А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995. 606 с.

Комаров С. А. Несколько слов об охоте (вместо заключения) // Семиотика и поэтика отечественной культуры 1920–1950-х годов: коллективная монография: в 2 ч. Ч. 1. Ишим, 2012. С. 366–374.

Хохлова Н. А. Концепт охоты в русской литературе второй половины XIX века: дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2016. 227 с.

Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. М., 2001. 170 с.

Лагунова О. К. Феномен творчества русскоязычных писателей ненцев и хантов последней трети XX века (Е. Айпин, Ю. Вэлла, А. Неркаги). Тюмень, 2007. 260 с.

Комаров С. А., Лагунова О. К. Литература Сибири: миссия, этничность, аксиология. Тюмень, 2016. 200 с.

 
Скачать в PDF