Выпуск 3

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ МОНГОЛИИ В СПИСКАХ ЮНЕСКО: СТЕПНАЯ ЭСТЕТИКА МОБИЛЬНОСТИ
Год 2018 Номер 3(60)
Страницы 50-56 Тип научная статья
УДК 39(517.3) ББК 63.3(5Мон)
Авторы Жамбалова Сэсэгма Гэндэновна
Рубрика МОБИЛЬНОСТЬ И ДИНАМИКА В АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОЛОГИИ
Аннотация Культурные элементы Монгольского государства, официально признанные шедеврами мировой культуры, выступают в качестве достоверных источников, доказывающих реальность кочевого образа жизни в постиндустриальном социуме. Начиная с 2003 г. в списки «Всемирное наследие» и «Нематериальное культурное наследие» ЮНЕСКО включено 18 объектов Монголии, причем все они пронизаны ментальностью движения и являются образцами степной эстетики мобильности. Это степные ландшафты, культ поклонения священным горам, юрта, охота с ловчими птицами, праздники, обряды, музыкальные инструменты, песни, танцы, монгольская каллиграфия. Объекты аутентичны, функциональны, востребованы; некоторые нуждаются в срочной охране. Наличие объектов монгольской культуры в списках ЮНЕСКО способствует росту международного престижа страны и развитию туризма. Культурное наследие номадов и современных путешественников (неономадов) объединяет феномен мобильности. Страна привлекает неономадов нетронутой природой, уникальным образом жизни. Просматривается взаимовыгодный альянс: туризм базируется на культурном наследии монголов, а развитие туризма способствует сохранению и трансляции традиций номадизма. Усилия Монгольского государства по мировому продвижению своего культурного наследия способствуют сохранению и возрождению уникального пласта культуры степных номадов Центральной Азии, почти утраченного в других странах региона.
Ключевые слова Монгольское государство, культурное наследие, ЮНЕСКО, кочевой образ жизни, антропология движения, степная эстетика, мобильность, неономадизм
Библиографический список

 Октябрьская И. В. Концепция культурного наследия: мировой и российский опыт формирования // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. история, филология. 2013. Т. 12, № 3. С. 20–31.

Лихачёв Д. С. Декларация прав культуры // Лихачёв Д. С. Раздумья о России. СПб., 1999. С. 635–640.

Головнёв А. В. Кочевье, путешествие и нео-номадизм // Уральский исторический вестник. 2014. № 4 (45). С. 122–126.

Хазанов А. М. Кочевники и внешний мир. Изд. 3-е, доп. Алматы, 2002. 604 с.

Дахин С. Д. Сохранение материального культурного наследия в полиэтничном регионе: историко-культурный анализ: автореф. дис. … канд. ист. наук. Астрахань, 2012. URL: http://cheloveknauka.com/sohranenie-materialnogo-kulturnogo-naslediya-v-polietnichnom-regione-istoriko-kulturnyy-analiz#ixzz3p0eASHnH (дата обращения: 19.10.2015).

Лишаев С. А. Эстетика пространства. СПб, 2015. URL: http://www.rumvi.com/products/ebook/эстетика-пространства/c92fb8aa-a05c-48ee-a341-43ecc123033b/preview/preview.html (дата обращения: 23.12. 2017).

Левыкин С. В. Эстетическая ценность целинных степей // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2006. № 3. С. 154–156.

Головнёв А. В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург, 2009. 496 с.

Майдар Д., Пюрвеев Д. Б. От кочевой до мобильной архитектуры. М., 1980. 215 с.

Бреславский А. С. Улан-Батор и «пригородная революция» // Азия и Африка сегодня. 2017. № 1. С. 53–56.

Монхтувшин С. Некоторые особенности монгольских народных игр // Вестник Бурятского государственного унивеситета. 2014. № 8. С. 65–66.

Кыргыс З. К. Горловое пение как целостное явление традиционной музыкальной культуры тувинцев: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. Новосибирск, 2007. 44 с.

Туваанжав С. Продольная флейта цуур в традиционной музыкальной культуре Западной Монголии (устройство, бытование, наигрыши): дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2017. 173 с.

Сухбаатар Д., Бумаа Д. Национальный музей Монголии: проблемы сохранения и популяризации историко-культурного наследия в контексте въездного туризма // Этнокультурное наследие Сибири и туризм: проблемы и перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 2015. С. 8–12.

 
Скачать в PDF