ВОСТОК: ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО И ОБЩЕСТВЕННАЯ СОЛИДАРНОСТЬ (АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) | |||
---|---|---|---|
Год | 2018 | Номер | 3(60) |
Страницы | 126-132 | Тип | научная статья |
УДК | 94(3) | ББК | 63.3(0)31 |
Авторы | Бочаров Виктор Владимирович |
Рубрика | ИСТОРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА |
Аннотация | Статья посвящена проблеме общественной солидарности на Востоке, являющейся универсальным вызовом для государств региона. «Восток» — не географическое понятие, а регион с тождественными социокультурными свойствами, во многом отличными от характеристик Запада. Различия объясняются особенностями эволюции, осуществляемой преимущественно под влиянием либо внутренних факторов (Запад), либо внешних (Восток), т. е. за счет заимствованных западных институтов (культур). «Традиционное общество» рассматривается как исходная точка общественного развития и Востока, и Запада. Общественная солидарность в государствах Востока формируется вокруг харизматической власти. Харизма изначально закладывалась в структуру «вертикали власти», впервые возникшей на стадии вождества и сохраняющей свои базовые свойства на протяжении всей истории. Харизма вождя конструируется посредством инструментов «власти традиции», обеспечивавшей потестарные отношения в первичном социуме и апеллировавшей к иррациональным пластам психики человека. Наиболее устойчивые политические режимы Востока создавались лидерами, харизма которых основывалась на «архаических» поведенческих моделях. «Аномальное поведение», определяющее харизму, обусловливает новаторский потенциал власти, способность преодолевать консерватизм масс. Поэтому именно власть («герои») была источником социально-политических изменений в рамках традиционной эпохи. Аналогичную роль власть играет в процессе модернизации Востока, обеспечивая общественную солидарность, необходимую для устойчивого развития (модернизации) государства. | ||
Ключевые слова | Восток, Запад, традиционное общество, общественная солидарность, власть, харизма, аномальность | ||
Библиографический список |
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996. 432 с. Введение в востоковедение. СПб., 2011. 584 с. Бочаров В. В. Традиционализм Востока как «принудительная солидарность» (антропологический подход) // Власть и насилие в незападных обществах. Проблемы теоретического осмысления и опыт практического изучения. М., 2016. С. 738–749. Бочаров В. В. Власть и табу: о культурно-исторических истоках традиционализма // Культурно-историческая психология. 2017. № 4. С. 109–117. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1982. Т. 2: Мышление и речь. 483 с. Потестарность: Генезис и эволюция. СПб., 1997. 214 с. Бочаров В. В. Интеллигенция и насилие // Антропология насилия. СПб., 2001. С. 39–87. Крадин Н. Н. Вождество по данным археологии и этнологии // Антропология власти: хрестоматия по политической антропологии. СПб., 2007. Т. 2. С. 393–411. Костюхин Е. А. Александр Македонский в фольклорной и литературной традиции. Сер.: Исследования по фольклору и мифологии Востока. М., 1972. 192 с. Панцов А. В. Мао Цзэдун. М., 2012. 867 с. Борьба с коррупцией: сингапурский вариант. URL: https://www.politforums.net/eng/world/1426787057.html#lastpost (дата обращения: 15.04.2017). Брайант А. Зулусский народ до прихода европейцев. М., 1953. 434 с. Russel B. Power: A New Social Analysis. London, 1985. 328 p. Бочаров В. В. Обычное право собственности и «криминальное государство» в России // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. № 4. С. 173–199. Соловьева О. А. Поведенческий символ власти и политическая социализация // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. № 4. С. 103–115. Бочаров В. В. Власть. Традиции. Управление. Попытка этноисторического анализа политических культур современных государств Тропической Африки. М., 1992. 294 с. Тишков В. А. Общество в вооруженном конфликте. Этнография чеченской войны. М., 2001. 532 с. Pye L., Pye M. Asian Power and Politics: The Cultural Dimension of Politics. Cambridge, 1985. 414 p. |
||
Скачать в PDF |