О РОЛИ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ В МЕЖЭТНИЧЕСКОМ ДИАЛОГЕ В НОВОМ СВЕТЕ И СИБИРИ | |||
---|---|---|---|
Год | 2018 | Номер | 4(61) |
Страницы | 22-29 | Тип | научная статья |
УДК | 261.7 | ББК | 63.3(0)511-69 |
Авторы | Акишин Михаил Олегович |
Рубрика | СОЦИАЛЬНЫЕ МОБИЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ |
Аннотация | В статье проводится сравнительно-историческое исследование роли христианских конфессий в мобилизации населения и в межэтническом диалоге в Новом Свете и Сибири. Обосновывается положение о том, что значение миссионерской деятельности в новых землях определялось моделью отношений церкви и государства. Короли Испании и Португалии признавали теократию римских пап. Французские короли обосновывали свои права в Новом Свете как поручением папы, так и правом на первое открытие свободных земель. В буллах пап признание прав монархов на земли в Новом Свете обосновывалось требованием «проповеди католической веры их обитателям». Испанские и португальские миссионеры свою деятельность строили на основе модели патернализма; иезуиты — на основе модели аккомодации. В Московском царстве отношения государства и церкви основывались на доктрине «симфонии властей». Присоединение Сибири получило доктринальное обоснование со стороны церкви: оно опиралось на патерналистскую идею православного просвещения «нечестивых» народов. Принципиально иной была роль христианства в английской и голландской колонизации Америки. Правовым основанием колониальных захватов Англии и Голландии стали светские учения о праве первого открытия и оккупации, права же коренного населения не признавались. Большая часть Северной Америки была колонизирована протестантами, этот процесс сопровождался истреблением ее коренных жителей. | ||
Ключевые слова | Великие географические открытия, христианские конфессии, миссия, социальная мобилизация, межэтнический диалог | ||
Библиографический список |
Акимов Ю. Г. Северная Америка и Сибирь в конце XVI — середине XVIII в.: очерк сравнительной истории колонизаций. СПб., 2010. 372 с. Шмитт К. Номос Земли в праве народов jus publicum europaeum. СПб., 2008. 670 с. Шмонин Д. В. В тени Ренессанса: вторая схоластика в Испании. СПб., 2006. С. 35–42. Luzbetak L. J. The Church and Cultures: New Perspectives in Missiological Anthropology. Maryknoll, 1990. 464 p. Григулевич И. Р. Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI–XVIII вв. M., 1977. 295 с. Федин А. В. Становление иезуитской миссии в Новой Франции в 1611–1630 гг. // Вопросы истории. 2010. № 2. С. 113–121. Федин А. В. Гуронская редукция иезуитов на Орлеанском острове (Квебек), 1650–1657 годы // Всеобщая история: современные исследования. Брянск, 2012. Вып. 21. С. 16–31. Федин А. В. Борьба иезуитов с индейским алкоголизмом в Новой Франции в XVII в. // Вопросы истории. 2016. № 2. С. 68–86. Акишин М. О. Дьяки Посольского приказа и присоединение Сибири // Российская история. 2015. № 3. С. 45–54. Рогожин Н. М. Диалог вероисповеданий в дипломатии средневековой России // Древняя Русь. 2000. № 1. С. 40–50. Зольникова Н. Д. Традиции православия в Сибири. Конец XVI–XX вв. // Сибирская икона. Омск, 1999. С. 10–34. Манькова И. Л. Маркеры российской государственности в православном ландшафте Урала и Сибири (конец XVI–XVII вв.) // Уральский исторический вестник 2013. № 3 (40). С. 40–46. Тобольский архиерейский дом в XVII веке. Новосибирск, 1994. 292 с. Покровский Н. Н. Русская Православная Церковь в освоении Сибири // Человеческие и духовные ресурсы России: конф. межрегион. обществ. организации содействия демокр. реформам «Мобилизация и развитие»: материалы и документы. М., 2001. С. 16–21. Материалы к истории Кондинского Троицкого монастыря. XVII век. // Российское государство в XIV–XVII вв. СПб., 2002. С. 510–532. |
||
Скачать в PDF |