Выпуск 4 (61)

О РОЛИ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ В МЕЖЭТНИЧЕСКОМ ДИАЛОГЕ В НОВОМ СВЕТЕ И СИБИРИ
Год 2018 Номер 4(61)
Страницы 22-29 Тип научная статья
УДК 261.7 ББК 63.3(0)511-69
Авторы Акишин Михаил Олегович
Рубрика СОЦИАЛЬНЫЕ МОБИЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
Аннотация В статье проводится сравнительно-историческое исследование роли христианских конфессий в мобилизации населения и в межэтническом диалоге в Новом Свете и Сибири. Обосновывается положение о том, что значение миссионерской деятельности в новых землях определялось моделью отношений церкви и государства. Короли Испании и Португалии признавали теократию римских пап. Французские короли обосновывали свои права в Новом Свете как поручением папы, так и правом на первое открытие свободных земель. В буллах пап признание прав монархов на земли в Новом Свете обосновывалось требованием «проповеди католической веры их обитателям». Испанские и португальские миссионеры свою деятельность строили на основе модели патернализма; иезуиты — на основе модели аккомодации. В Московском царстве отношения государства и церкви основывались на доктрине «симфонии властей». Присоединение Сибири получило доктринальное обоснование со стороны церкви: оно опиралось на патерналистскую идею православного просвещения «нечестивых» народов. Принципиально иной была роль христианства в английской и голландской колонизации Америки. Правовым основанием колониальных захватов Англии и Голландии стали светские учения о праве первого открытия и оккупации, права же коренного населения не признавались. Большая часть Северной Америки была колонизирована протестантами, этот процесс сопровождался истреблением ее коренных жителей.
Ключевые слова Великие географические открытия, христианские конфессии, миссия, социальная мобилизация, межэтнический диалог
Библиографический список

 Акимов Ю. Г. Северная Америка и Сибирь в конце XVI — середине XVIII в.: очерк сравнительной истории колонизаций. СПб., 2010. 372 с.

Шмитт К. Номос Земли в праве народов jus publicum europaeum. СПб., 2008. 670 с.

Шмонин Д. В. В тени Ренессанса: вторая схоластика в Испании. СПб., 2006. С. 35–42.

Luzbetak L. J. The Church and Cultures: New Perspectives in Missiological Anthropology. Maryknoll, 1990. 464 p.

Григулевич И. Р. Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI–XVIII вв. M., 1977. 295 с.

Федин А. В. Становление иезуитской миссии в Новой Франции в 1611–1630 гг. // Вопросы истории. 2010. № 2. С. 113–121.

Федин А. В. Гуронская редукция иезуитов на Орлеанском острове (Квебек), 1650–1657 годы // Всеобщая история: современные исследования. Брянск, 2012. Вып. 21. С. 16–31.

Федин А. В. Борьба иезуитов с индейским алкоголиз­мом в Новой Франции в XVII в. // Вопросы истории. 2016. № 2. С. 68–86.

Акишин М. О. Дьяки Посольского приказа и присоединение Сибири // Российская история. 2015. № 3. С. 45–54.

Рогожин Н. М. Диалог вероисповеданий в дипломатии средневековой России // Древняя Русь. 2000. № 1. С. 40–50.

Зольникова Н. Д. Традиции православия в Сибири. Конец XVI–XX вв. // Сибирская икона. Омск, 1999. С. 10–34.

Манькова И. Л. Маркеры российской государственности в православном ландшафте Урала и Сибири (конец XVI–XVII вв.) // Уральский исторический вестник 2013. № 3 (40). С. 40–46.

Тобольский архиерейский дом в XVII веке. Новосибирск, 1994. 292 с.

Покровский Н. Н. Русская Православная Церковь в освоении Сибири // Человеческие и духовные ресурсы России: конф. межрегион. обществ. организации содействия демокр. реформам «Мобилизация и развитие»: материалы и документы. М., 2001. С. 16–21.

Материалы к истории Кондинского Троицкого монастыря. XVII век. // Российское государство в XIV–XVII вв. СПб., 2002. С. 510–532.

 
Скачать в PDF