Выпуск 4

ФАКТОРЫ ПОГРАНИЧЬЯ В ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ НАГАЙБАКОВ
Год 2018 Номер 4(61)
Страницы 112-119 Тип научная статья
УДК 39(943):94(470.56) ББК 63.521(=63)
Авторы Белоруссова Светлана Юрьевна
Рубрика ФРОНТИРЫ В ИСТОРИИ РОССИИ
Аннотация В условиях российской колонизации на пересечениях традиций и культур формировались новые сообщества, которые впоследствии образовали отдельные народы со своей территорией, традициями, реалиями и мифами. Нагайбакская крепость (Оренбургский край) во второй половине XVIII в. сыграла роль сборного пункта и крещения инородцев (татар, ногаев, башкир, черемисов) и чужеземцев — беглых пленников (арабов, турок, персов), принимавшихся на поселение или казачью службу на степной границе Российской империи. Благодаря противостоянию с башкирами, казаки-новокрещены Нагайбакской крепости сплотились в боевое братство, ставшее ядром сообщества нагайбаков. Полиэтничная зона повлияла на формирование нагайбакского народа, который оказался адаптивен к разного рода изменениям. Состояние пограничья, которое сопровождало этническую историю нагайбаков, выработало у них свойство двойственности в этничности (мобильность–оседлость, открытость–закрытость, традиция–новация, дружественность–соперничество). В разные периоды истории нагайбаки «включали» эти свойства по отдельности или в сочетаниях. Акцент на закрытости («интровертность») дал им возможность сохранить свою культуру в советское время. В постсоветский период они, напротив, мобилизовали свою этничность через открытость («экстравертность»). Динамизм в этничности обусловил переход нагайбаков от пространственной мобильности в прошлом к этнической активизации в современности. Находясь на перекрестке разных традиций — кочевой и оседлой, христианской и мусульманской, европейской и азиатской, — нагайбакская культура стала восприимчивой и адаптивной, а кочевое и пограничное казачье социокультурное наследие послужило основанием мобильности и маневренности в действиях нагайбаков.
Ключевые слова пограничье, окраина, нагайбаки, Нагайбакская крепость, этничность, мобильность, оседлость, казачество, православие, традиция, новация
Библиографический список

Barth F. Introduction // Ethnic Groups and Boundaries: The Social Organization of Culture Difference. Bergen; London, 1969. P. 9–38.

Leed E. The Mind of the Traveler. From Gilgamesh to Modern Tourism. New York, 1991. 328 p.

Соловьев С. М. Сочинения. История России с древнейших времен. М., 1988. Т. 1. 800 с.  

Головнёв А. В. Феномен колонизации. Екатеринбург, 2015. 592 с.  

Атнагулов И. Р. Идентичности нагайбаков: генезис, структура, динамика. Магнитогорск, 2015. 380 с.

Исхаков Д. М. Татарская нация: история и современное развитие. Казань, 2004. 287 с.

Белоруссова С. Ю. Нагайбаки на перекрестке православных и мусульманских миссий // Религиоведение. 2016. № 3. С. 43–53.

Головнёв А. В. Уральские этнодиалоги // Уральский исторический вестник. 2013. № 2 (39). С. 4–15.

Белоруссова С. Ю. А. М. Маметьев в этноистории нагайбаков // Этнические взаимодействия на Южном Урале: материалы VI Всероссийской научной конференции. Челябинск, 2015. С. 365–368.

Головнёв А. В. Этничность: устойчивость и изменчивость (опыт Севера) // Этнографическое обозрение. 2012. № 2. С. 3–12.

 
Скачать в PDF