ФАКТОРЫ ПОГРАНИЧЬЯ В ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ НАГАЙБАКОВ | |||
---|---|---|---|
Год | 2018 | Номер | 4(61) |
Страницы | 112-119 | Тип | научная статья |
УДК | 39(943):94(470.56) | ББК | 63.521(=63) |
Авторы | Белоруссова Светлана Юрьевна |
Рубрика | ФРОНТИРЫ В ИСТОРИИ РОССИИ |
Аннотация | В условиях российской колонизации на пересечениях традиций и культур формировались новые сообщества, которые впоследствии образовали отдельные народы со своей территорией, традициями, реалиями и мифами. Нагайбакская крепость (Оренбургский край) во второй половине XVIII в. сыграла роль сборного пункта и крещения инородцев (татар, ногаев, башкир, черемисов) и чужеземцев — беглых пленников (арабов, турок, персов), принимавшихся на поселение или казачью службу на степной границе Российской империи. Благодаря противостоянию с башкирами, казаки-новокрещены Нагайбакской крепости сплотились в боевое братство, ставшее ядром сообщества нагайбаков. Полиэтничная зона повлияла на формирование нагайбакского народа, который оказался адаптивен к разного рода изменениям. Состояние пограничья, которое сопровождало этническую историю нагайбаков, выработало у них свойство двойственности в этничности (мобильность–оседлость, открытость–закрытость, традиция–новация, дружественность–соперничество). В разные периоды истории нагайбаки «включали» эти свойства по отдельности или в сочетаниях. Акцент на закрытости («интровертность») дал им возможность сохранить свою культуру в советское время. В постсоветский период они, напротив, мобилизовали свою этничность через открытость («экстравертность»). Динамизм в этничности обусловил переход нагайбаков от пространственной мобильности в прошлом к этнической активизации в современности. Находясь на перекрестке разных традиций — кочевой и оседлой, христианской и мусульманской, европейской и азиатской, — нагайбакская культура стала восприимчивой и адаптивной, а кочевое и пограничное казачье социокультурное наследие послужило основанием мобильности и маневренности в действиях нагайбаков. | ||
Ключевые слова | пограничье, окраина, нагайбаки, Нагайбакская крепость, этничность, мобильность, оседлость, казачество, православие, традиция, новация | ||
Библиографический список |
Barth F. Introduction // Ethnic Groups and Boundaries: The Social Organization of Culture Difference. Bergen; London, 1969. P. 9–38. Leed E. The Mind of the Traveler. From Gilgamesh to Modern Tourism. New York, 1991. 328 p. Соловьев С. М. Сочинения. История России с древнейших времен. М., 1988. Т. 1. 800 с. Головнёв А. В. Феномен колонизации. Екатеринбург, 2015. 592 с. Атнагулов И. Р. Идентичности нагайбаков: генезис, структура, динамика. Магнитогорск, 2015. 380 с. Исхаков Д. М. Татарская нация: история и современное развитие. Казань, 2004. 287 с. Белоруссова С. Ю. Нагайбаки на перекрестке православных и мусульманских миссий // Религиоведение. 2016. № 3. С. 43–53. Головнёв А. В. Уральские этнодиалоги // Уральский исторический вестник. 2013. № 2 (39). С. 4–15. Белоруссова С. Ю. А. М. Маметьев в этноистории нагайбаков // Этнические взаимодействия на Южном Урале: материалы VI Всероссийской научной конференции. Челябинск, 2015. С. 365–368. Головнёв А. В. Этничность: устойчивость и изменчивость (опыт Севера) // Этнографическое обозрение. 2012. № 2. С. 3–12. |
||
Скачать в PDF |