ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ВОСПИТАННИКОВ ПАНСИОНА УРАЛЬСКОГО ГОРНОГО УЧИЛИЩА В НАЧАЛЕ XX В. | |||
---|---|---|---|
Год | 2019 | Номер | 1(62) |
Страницы | 96-103 | Тип | научная статья |
УДК | 94(470.5)“19” | ББК | 63.3(235.55)531 |
Авторы | Голикова Светлана Викторовна Дашкевич Людмила Александровна |
Рубрика | РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ: ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ |
Аннотация | На основе мемуаров воспитанников Уральского горного училища начала XX в. в статье реконструируется история повседневной жизни существовавшего при нем пансиона. Специализированное горнотехническое учебное заведение было создано в Екатеринбурге в 1853 г. и подчинялось правилам образования и воспитания кадров военизированной горной службы. Воспитанники пансиона находились под постоянным контролем преподавателей и надзирателей, для нарушителей дисциплины существовала целая система наказаний, включавшая порку розгами и заключение в карцер. К началу XX в. училище и пансион при нем продолжали в обыденной жизни придерживаться порядков середины прошлого столетия, однако значительную роль в процессе воспитания и социализации юношей стал играть ученический коллектив, с чем приходилось считаться администрации учебного заведения. Мемуары воспитанников училища начала XX в. позволяют восстановить те социальные приоритеты, которые складывались у «уральцев» во время их обучения, — чувство собственного достоинства, нетерпимость к мелочной регламентации, придиркам и оскорблениям. Несмотря на запреты администрации, в случаях личного оскорбления кого-то из учеников, их интеллектуального принуждения или других вызовов воспитанники занимали согласованную позицию, и именно пансионеры играли в этом противостоянии ведущую роль. Пансион был своеобразным локусом формирования гражданской активности учащейся молодежи, что решило его судьбу: в 1906 г. он был закрыт. | ||
Ключевые слова | история культуры, повседневность, образование, воспитание, Уральское горное училище, Урал, начало XX века | ||
Библиографический список |
Попова О. Д. О годах «семинарской тяготы»: история духовно-учебных заведений в мемуарах их воспитанников (середина XIX — начало XX века). Рязань, 2017. 160 с. Попова О. Д. Епархиалки: воспоминания воспитанниц женских епархиальных училищ. М., 2011. 298 с. Попова О. Д. Материалы ревизий духовно-учебных заведений как исторический источник и их роль в прочтении мемуаров семинаристов // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2018. № 1 (58). С. 7–17. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999. 480 с. Беленцов С. И. Ученическое движение в России: вторая половина XIX — начало XX века. СПб., 2013. 184 с. Ватник Н. С. «Школьная смута» 1905 года как феномен революции // Российская история. 2016. № 4. С. 113–118. Рушанин В. Я. Рабочая молодежь Урала в борьбе против самодержавия и капитализма (1903–1917 гг.): учеб. пособие. Челябинск, 1987. 73 с. |
||
Скачать в PDF |