ПАМЯТЬ КУЛЬТУРЫ VERSUS КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ ДМИТРИЯ ЧИЖЕВСКОГО | |||
---|---|---|---|
Год | 2019 | Номер | 2(63) |
Страницы | 6-13 | Тип | научная статья |
УДК | 3 | ББК | 71.1 |
Авторы | Созина Елена Константиновна Мних Роман |
Рубрика | КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В ТЕКСТАХ И ПРАКТИКАХ |
Аннотация | В центре внимания авторов статьи находятся понятия «память культуры», «культурная память», «культурное пространство» и «новый смысл текста». Рассматривается их экспликация в научном наследии видного слависта и философа Д. И. Чижевского (1894–1977). Установлено отличие понятий «культурная память» и «память культуры». Культурная память в определениях ее ведущих теоретиков Я. Ассмана и А. Ассман персоналистична, связана с процессами воспоминания и забывания, у нее есть субъект — индивид или некая общность, свои механизмы и «носители». По отношению к памяти культуры вопрос о субъекте «снимается»; условно говоря, это сама культура в ее диахронном символико-семантическом измерении. В понимании механизмов памяти культуры обнаруживается типологическая связь концепций Д. И. Чижевского и Ю. М. Лотмана. Анализируются два разных механизма культурной памяти — линейный и круговой, — благодаря которым в работах Д. И. Чижевского создавалось культурное пространство, необходимое для поисков нового смысла художественного произведения. Линейный механизм выводит нас к памяти культуры: это теория культурно-исторических эпох или волн, описанная Д. И. Чижевским. Круговой механизм срабатывает, когда новый смысл текста рождается на фоне разрастающихся в пространстве культуры концентрических кругов: так ученый рассматривал проблему барокко в европейской культуре, по такому принципу строились его рецензии. Таким образом, сама память в данном случае выступает в роли не простого хранителя информации — она индуцирует новые смыслы. | ||
Ключевые слова | Дмитрий Чижевский, память культуры, культурная память, культурное пространство, смысл художественного произведения | ||
Библиографический список |
Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика / пер. с нем. Б. Хлебникова. М., 2018. 328 с. Mnich R., Pawluch N. Poetik und Hermeneutik: Bibliografia zawartosci tomow I–XVII. Siedlce, 2016. 80 s. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004. 368 с. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Избр. работы / пер. с нем. и англ. В. Руднева. М., 2005. С. 11–228. Лихачев Д. С. Искусство памяти и память искусства // Прошлое — будущему: статьи и очерки. Л., 1985. С. 63–70. Mnich R. Youri Lotman et lʼÉcole sémiotique de Moscou-Tartu á travers lʼhéritage intellectuel de D. Tchijevski // Slavica occitania. Toulouse, 2015. № 40. P. 275–293. Лотман Ю. М. Непредсказуемые механизмы культуры. Таллинн, 2010. 232 с. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. 272 с. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002. 544 с. Шкловский В. О теории прозы. М., 1983. 384 с. Чижевський Д. Культурно-історичні епохи. Ауґсбурґ, 1948. 16 с. Чижевський Д. Початки і кінці ідеологічних епох // Богослов. München, 1949. Pік 1, ч. 4–6. С. 27–31. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. 407 с. Петрухiна З. Про актуальнiсть лiтературно-теоретичних положень Дмитра Чижевського // Славiстика. Дрогобич, 2003. Т. 1. С. 99–106. Чижевский Д. И. Избранное: в 3 т. М., 2007. Т. 1: Материалы к биографии (1894–1977). 848 с. Человек в культуре русского барокко. М., 2007. 613 с. Tschižewskij D. Skovoroda. Dichter, Denker, Mystiker. München, 1974. 233 s. Чижевський Д. До психології читача та читання // Книголюб. Прага, 1928. Кн. 3/4. С. 12–26. Чижевський Д. Микола Бердяєв. Про самогубство (Н. Бердяєв: О самоубийстве. Психологический этюд. Париж, 1931, 45 сторінок) // Дзвони. Львів, 1931. Ч. 4–5. С. 328–331. Čiževskij D. Aus zwei Welten. Beiträge zur Geschichte der slavisch-westliche Beziehungen. Leiden, 1956. 352 s. |
||
Скачать в PDF |