Выпуск 2 (63)

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В РАБОЧЕЙ ПОЭЗИИ МАГНИТКИ: ПАМЯТЬ КАК РЕСУРС
Год 2019 Номер 2(63)
Страницы 14-21 Тип научная статья
УДК 82-1(470.55)“1930/1970” ББК 83.3(235.55)
Авторы Граматчикова Наталья Борисовна
Рожкова Татьяна Ивановна
Рубрика КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В ТЕКСТАХ И ПРАКТИКАХ
Аннотация Статья определяет приоритетные стратегии конструирования «коллективной памяти», реализуемые поэтами Магнитогорска в 1930–1970-х гг. (Б. Ручьев, М. Люгарин, Н. Кондратковская). Память рассматривается как личный и коллективный ресурс, содержащий одновременно необходимые и опасные для личности элементы идентичности. Наиболее радикальные представители рабочей поэзии (Б. Ручьев) в стремлении обрести новую идентичность прибегают к разнонаправленным практикам ее конструирования, описанным в статье. К началу 1960-х гг. логика индустриального развития исчерпывает себя, и востребованным оказывается иное тематическое поле. То же поколение поэтов формирует новую парадигму концепта «вторая родина», расширяя «родное» до природного ландшафта всего Южного Урала. Поэмы Н. Кондратковской, с одной стороны, поддерживают принятую в советской историографии эволюционную схему, пантеон героев и антигероев, сохраняют литературоцентризм и, частично, колониальные практики, а с другой стороны, находятся в русле мировых тенденций усиления ответственности и локальной активности субъекта. Авторы статьи считают, что первоочередной задачей поэтов было формирование актуальной идентичности в отношении себя и своего поколения («коллективная память»); при этом автобиографическая память поэтов активно участвовала в определении их места в локальной иерархии («первостроители»), тогда как семейная история и межпоколенческая память замещались сконструированными легитимными образами. Освоение «мест памяти» Южного Урала в рабочей поэзии коррелирует с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, отличаясь повышенным стремлением совпасть с диктуемыми эпохой ролями.
Ключевые слова рабочая поэзия, коллективная память, семейная память, Н. Кондратковская, М. Люгарин, Б. Ручьев, идентичность, автобиография
Библиографический список

Гальцева Л. П. Высокое откровение: о творчестве Бориса Ручьева. Челябинск, 1973. 184 с.

Жеребцова Е. Е. Организация пространства в стихотворных циклах Б. Ручьёва 1940-х–1950-х годов // Литературное краеведение. Челябинск, 2006. С. 59–64.

Подлубнова Ю. С. Газета «За Магнитострой литературы» и литературное движение на Урале в 1932–1933 гг. // Приоритеты массмедиа и ценности профессии журналиста: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2018. С. 151–153.

Тун-Хоенштайн Ф. В лаборатории советской биографии: Серия «Жизнь замечательных людей». 1933–1941 гг. // Человек и личность в истории России. Конец XIX–XX век. СПб., 2012. С. 437–452.

Добренко Е. Формовка советского писателя. СПб., 1999. 557 с.  

Абрамовский А. П., Кобзов В. С. Кривощеков Александр Иванович // Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 2000. С. 296.

Материалы и исследования по фольклору Башкирии и Урала. Уфа, 1974. Вып. 1. 286 с.

Лабзина М. В. Гидронимы Южного Урала (материалы к спецкурсу и спецсеминару) // Вестник Магнитогорского государственного университета. 2000. № 1. С. 82–90.

Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб., 1999. С. 17–50.

Олик Дж. К. Коллективная память: две культуры // Историческая экспертиза. URL: http://istorex.ru/page/olik_ dzheffri_k_kollektivnaya_pamyat_dve_kulturi1 (дата обращения: 03.12.2018). 

 
Скачать в PDF