Выпуск 3 (64)

НИЗКИЙ ЮМОР В КАРИКАТУРАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ: ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ОБРАЗОВ ВОЙНЫ ЮНЫМИ ХУДОЖНИКАМИ
Год 2019 Номер 3(64)
Страницы 75-83 Тип научная статья
УДК 94(470)“1914/1918” ББК 63.3(2)53
Авторы Голубинов Ярослав Анатольевич
Жердева Юлия Александровна
Рубрика ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ В ОПТИКЕ КОМИЧЕСКОГО
Аннотация Оригинальная нетиражная сатирическая графика Первой мировой войны, в отличие от массовой печатной графики, мало знакома исследователям, поскольку рассредоточена в различных музейных собраниях и изучение ее сопряжено с рядом трудностей. В статье анализируется уникальный исторический источник — коллекция акварельной карикатуры Самарского областного художественного музея, значительная по объему и репрезентативная по содержанию. Создателями рисунков были учащиеся Строгановского училища в Москве, выходцы из крестьянско-разночинной среды. Рисунки были сделаны ими под впечатлением от событий Первой мировой войны и не только перекликались с пропагандистскими лубочными рисунками, плакатами, газетными и журнальными карикатурами того времени, но и содержали новые интерпретации пропагандистских сюжетов. На основе анализа архивных сведений о молодых художниках, их социального положения, а также на основе сопоставления изображений с известными образцами печатной графики авторы статьи квалифицируют акварели коллекции как любительские ученические рисунки, свободные от канонов и условностей тиражных карикатур и обозначают ряд тем (цирк, кукольный театр, скатологическая тема), получивших у молодых художников необычную трактовку. Коллекция раскрывается как случай нетипичного соединения в рисунках различных культурных практик изображения и осмеяния противников России в годы Первой мировой войны. Художественная специфика рисунков связана с обращением молодых художников к архаичным пластам культуры и с поисками собственной изобразительной манеры.
Ключевые слова Первая мировая война, графика, музейная коллекция, карикатура, менталитет, детский рисунок
Библиографический список

Jahn H. Patriotic Culture in Russia during World War I. Ithaca, London, 1995. 229 p.

Stites R. Days and Nights in Wartime Russia: Cultural Life, 1914–1917 // European Culture in the Great War: The Arts, Entertainment and Propaganda, 1914–1918. Cambridge, 1999. P. 8–31.

Norris S. A War of Images. Russian Popular Prints. Wartime Culture, and National Identity, 1812–1945. DeKalb, 2006. 277 p.

Голиков А. Г., Рыбаченок И. С. Смех — дело серьезное. Россия и мир на рубеже XIX–XX вв. в политической карикатуре. М., 2010. 328 с.

Цыкалов Д. Е. Карикатура как орудие пропаганды в период Первой мировой войны // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4, История. 2012. № 1 (21). С. 85–90.

Лазари А. де, Рябов О. В., Жаковска М. «Русский медведь» в западноевропейской пропаганде Первой мировой войны // Лабиринт: журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 4. С. 54–67.

Филиппова Т. А. «Враг с востока». Образы и риторики вражды в русской сатирической журналистике начала XX века. М., 2012. 384 с.

Филиппова Т. А. «Больной человек» в эпоху войн и революций: образ Турции в русской журнальной сатире, 1908–1918. М., 2016. 304 с.

Филиппова Т., Баратов П. «Враги России». Образы и риторики вражды в русской журнальной сатире Первой мировой войны. М., 2014. 271 с.

Вишленкова Е. А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». М., 2011. 384 с.

Milne L. Laughter and War: Humorous-Satirical Magazines in Britain, France, Germany and Russia 1914–1918. Cambridge, 2016. 292 с.

Никитина М. С. Сатирическая графика Первой мировой войны в коллекции ГЦМСИР. Основные стилистические направления // Научные труды Государственного центрального музея современной истории России. Вып. 2. М., 2008. С. 147–153.

Жердева Ю. А. «Вот как русская нога бьет морду дурака» (карикатуры на тему Первой мировой войны из собрания Самарского художественного музея) // Первая мировая война: год 1914-й: материалы междунар. науч. конф. Тула, 2014. С. 88–97.

Вихарева Н. И. Рождение новой профессии (по воспоминаниям З. Н. Быкова). Люди, события, факты. М., 2006. 127 с.

Reflective Laughter: Aspects of Humour in Russian Culture. Anthem Russian and Slavonic Studies. London, 2004. 222 p.

Кудин П. А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. М., 1987. 207 с.

Голубев А. В., Поршнева О. С. Образ союзника в сознании российского общества в контексте мировых войн. М., 2011. 392 с.

Heretz L. Russia on the eve of modernity: popular religion and traditional culture under the last tsars. Cambridge; New York, 2008. 280 p.

Bouissac P. Circus as Multimodal Discourse: Performance, Meaning, and Ritual. New York; London, 2012. 216 p.

Буренина-Петрова О. Цирк в пространстве культуры. М., 2015. 432 с.

Medyakov A. Propaganda at Home (Russian Empire) // International Encyclopedia of the First World War. URL: https://encyclopedia.1914-1918-online.net/article/propaganda_at_home_russian_empire (дата обращения: 07.05.2019).

Fouillet B. Guignol, voix de Lyon et des Lyonnais dans la Grande Guerre // Siècles. Cahiers du Centre d’histoire «Espaces et Cultures ». 2014. № 39–40. URL: http://journals.openedition.org/siecles/2797 (дата обращения: 07.05.2019).

Аксенов В. «Сказка о царе и мировой войне», или Опыт реконструкции мифологического дискурса российских крестьян в 1914–1917 гг. // Acta Slavica Iaponica. 2014. Vol. 34. P. 17–47.

Dendooven D. Trench Crap: Excremental aspects of the First World War // Modern Conflict and the Senses. London, 2017. P. 183–195.

 
Скачать в PDF