Выпуск 3

ЖЕНЩИНЫ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ В ЗЕРКАЛЕ СОВЕТСКОЙ КАРИКАТУРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ЖУРНАЛА «КРОКОДИЛ»)
Год 2019 Номер 3(64)
Страницы 84-92 Тип научная статья
УДК 94(470+430)“1941/1945ˮ ББК 63.3
Авторы Рябов Олег Вячеславович
Рубрика ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ В ОПТИКЕ КОМИЧЕСКОГО
Аннотация Статья посвящена анализу образов женщин нацистской Германии, создаваемых советской пропагандой периода Великой Отечественной войны при помощи сатирической графики. Источником исследования выступают карикатуры, опубликованные в журнале «Крокодил» в июне 1941 — мае 1945 гг. Автор показывает, что комические изображения немецких женщин рассматривались как важный элемент создания образа врага и эффективное оружие военной пропаганды. При этом репрезентации немок в материалах «Крокодила» носили двойственный характер. С одной стороны, журнал представлял их как жертв нацистского режима, который трактовался как женоненавистнический по своей сущности. С другой, формируя образ тотальной инаковости нацистской Германии, карикатуристы возлагали ответственность за преступления гитлеровцев и на часть женского населения страны. Негативный образ немок создавался как антипод идеалу советской женщины. Поэтому, помимо типичных для военной пропаганды репрезентаций женщин врага как отклоняющихся от канонов традиционной женственности, использовалось приписывание им тех черт, которые противопоставляли их образу советской женщины: недостаток чувства собственного достоинства, смелости и интеллекта. Немки наделялись жестокостью, отсутствием сострадания, алчностью, эгоизмом, неспособностью любить, трусостью, распутством; подчеркивалось убожество их мировоззрения, в котором центральное место занимали антикоммунистические и расистские предрассудки. Специфика показа этих качеств в карикатурах заключалась в том, что они становились предметом не только осуждения, но и насмешек.
Ключевые слова образ врага, образ немецких женщин, Великая Отечественная война, имагология, пропаганда, карикатура, журнал «Крокодил»
Библиографический список

Beevor A. Berlin. The Downfall 1945. London, 2002. 528 p.

MacDonogh G. After the Reich: The Brutal History of the Allied Occupation. New York, 2009. 656 p.

Naimark N. M. The Russians and Germans: Rape during the War and Post-Soviet Memories // Rape in Wartime. Genders and Sexualities in History. London, 2012. P. 201–219.

Gebhardt M. Crimes Unspoken: The Rape of German Women at the End of the Second World War. Malden, MA, 2017. 252 p.

Сенявская Е. С. Освободительная миссия Красной Армии в контексте информационной войны. URL: http://www.kurginyan.ru/clubs.shtml?cat=60&id=455 (дата обращения: 20.05.2019).

Эренбург И., Заславский Д., Маршак С., Зощенко М. Сатира и юмор в дни Великой Отечественной войны. Вступ. заметка, публ. и комм. Р. Романовой // Вопросы литературы. 1985. № 5. С. 228–243.

Aho J. A. This Thing of Darkness: A Sociology of the Enemy. Seattle, 1994. 224 p.

Keen S. Faces of the Enemy: Refl ections of the Hostile Imagination. San Francisco, 1986. 199 p.

Harle V. The Enemy with a Thousand Faces: The Tradition of the Other in Western Political Thought and History. Westport, 2000. 232 p.

Moyle L. Drawing conclusions: An imagological survey of Britain and the British and Germany and the Germans in German and British cartoons and caricatures, 1945–2000. Doctoral diss. Univ. Osnabruck, 2004. 336 p.

Сенявская Е. С. Противники России в войнах XX века: Эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. М., 2006. 288 c.

Porshneva O. Image of the German enemy as perceived by Russian army soldiers during World War I // Quaestio Rossica. 2014. № 1. P. 79–93.

Milne L. Laughter and War: Humorous-Satirical Magazines in Britain, France, Germany and Russia. 1914–1918. Cambridge, 2016. 292 p.

Lazari A. de, Riabov O., Zakowska M. The Russian Bear and the Revolution: The Bear Metaphor for Russia in Political Caricatures of 1917–1918 // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2019. Т. 9, № 2. С. 325–345.

Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985. 288 с.

Streicher L. H. On a Theory of Political Caricature // Comparative Studies in Society and History. 1967. № 4. P. 427–445.

Гайлите Г. Медведь и Латвия: Образы латышско-российских отношений в карикатуре // Лабиринт: журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 4. С. 29–40.

Yuval-Davis N. Gender and Nation. London, 1997. 157 p.

Enloe C. H. The Morning after: Sexual Politics at the End of the Cold War. Berkeley, 1993. 261 p.

Blom I. Gender and Nation in International Comparison // Gendered Nations: Nationalisms and Gender Order in the Long Nineteenth Century. Oxford; New York, 2000. P. 3–26.

Светлов В. И. Брак и семья при социализме и капитализме. М., 1939. 152 с.

Вашик К. Метаморфозы зла: немецко-русские образы врага в плакатной пропаганде 30–50-х годов // Образ врага. М., 2005. С. 191–229.

Riabova T., Riabov O. The “Rape of Europe”: 2016 New Year‘s Eve sexual assaults in Cologne in hegemonic discourse of Russian media // Communist and Post-Communist Studies. 2019. Vol. 52, iss. 2. P. 145–154.

Огаркова Е. В. «Свой» — «чужой» в смеховой культуре военного времени // Преодоление прошлого в Германии и России: опыт и уроки на будущее (памяти профессора А. И. Борозняка). Липецк, 2017. 130–138 с.

Attwood L. Creating the new Soviet woman: women’s magazines as engineers of female identity, 1922–1953. Palgrave, 1999. 220 p.

Bonnell V. E. Iconography of Power: Soviet Political Posters under Lenin and Stalin. Berkeley, 1997. 385 p.

Pisiotis A. K. Images of Hate in the Art of War // Culture and Entertainment in Wartime Russia. Bloomington, 1995. P. 141–156.

Riabov O. Gendering the American Enemy in Early Cold War Soviet Films (1946–1953) // Journal of Cold War Studies. 2017. Vol. 19, № 1. P. 193–219.

 
Скачать в PDF