Выпуск 3 (64)

УЛЫБКА В СТИЛЕ МИЛИТАРИ: ПЛАКАТЫ ПОБЕДЫ В 1945 и 2015 гг.
Год 2019 Номер 3(64)
Страницы 93-98 Тип научная статья
УДК 94(470)“19ˮ+“20ˮ ББК 63.3
Авторы Янковская Галина Александровна
Рубрика ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ В ОПТИКЕ КОМИЧЕСКОГО
Аннотация В статье рассматривается феномен улыбки как социокультурного явления на примере плакатов, созданных в СССР в 1943–1945 гг. Улыбка, будучи зримым знаком комического, не всегда порождена комическими ситуациями. Она имеет двойственную природу (нейрофизиологическую и лингвокультурную), будучи гибридом телесного и культурного, совмещает непосредственность эмоциональной реакции с предписаниями социальных норм. Она свидетельствует об изменении массовых настроений и социальных контекстов, связует эмоциональный режим с политическим. С этой точки зрения можно говорить об инструментализации смеха, использовании различных режимов комического в интересах государства и большой политики. Аргументом в пользу этого утверждения служат изменения в визуальном лексиконе советских плакатов 1943–1945 г.: вместе с переломом в ходе военных действий на плакатах все чаще появляются военные с постановочной улыбкой на лицах. Превратившись в визуальный штамп, такие плакатные милитарные улыбки стали объектом критики и осуждения, постепенно исчезнув из публичной ротации. Однако они вновь вернулись в публичное пространство в ходе праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2015 г. Массированное и некритичное использование символических ресурсов советской эпохи погружало «высокую» патриотическую тематику плакатов в повседневный эклектичный контекст городской среды. Подобная деконтекстуализация приводила к комическим ситуациям, превращала символику плакатов военного времени в семантический шум.
Ключевые слова смех, комическое, улыбка как социокультурный концепт, советский плакат, юбилеи Победы в Великой Отечественной войне
Библиографический список

Козинцев А. Г. Человек и смех. СПб., 2007. 236 с.

Нагорная О., Нарский И., Никонова О., Хмелевская Ю. От великого до смешного, или как смех помогает нам понимать историю и современность // От великого до смешного… Инструментализация смеха в российской истории ХХ века. Челябинск, 2013. С. 6–17.

Добренко Е. Вводная статья к тематической подборке статей «Госсмех» // Новое литературное обозрение. 2013. № 3 (121). С. 111–112.

Токарева М. А. Феномен улыбки в русской, английской и американской культуре: дис. … канд. культурологии. М., 2007. 194 с.

Стернин И. А. Улыбка в русском коммуникативном поведении // Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж, 2000. С. 53–61.

Trumble U. Brief History of the Smile. New York, 2004. 236 p.

Knopf C. M. The Comic Art of War: A Critical Study of Military Cartoons, 1805–2014, with a Guide to Artists. Jefferson, North Carolina, 2015. 243 p.

Николаев Д. Д. Анекдоты и «веселые рассказы» о красной армии: комическая ситуация и комический сюжет // Сюжетология и сюжетография. 2015. № 1. С. 38–53.

Нарский И. В. «Заряд веселости»: с(т)имуляция радости в дискурсах о советской танцевальной самодеятельности 1930–1970-х гг. // От великого до смешного… Челябинск, 2013. С. 120–132.

Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. М., 2005. 780 с.

Габович М. Памятник и праздник: этнография дня победы // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2015. № 3 (101). C. 93–111.

Архипова А., Доронин Д., Кирзюк А., Радченко Д., Соколова А., Титков А., Югай Е. Война как праздник, праздник как война: перформативная коммеморация Дня Победы // Антропологический форум. 2017. № 33. С. 84–122.

Щербина С. Видение или видение Дня Победы // Победа-70: реконструкция юбилея. М., 2015. С. 567–616.


 
Скачать в PDF