«ГОМИНЬДАНОВСКАЯ КЛИКА» И «УРОДСКИЙ СССР»: ОБРАЗЫ ВРАГА В СОВЕТСКОЙ И ТАЙВАНЬСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЕ 1940–1950-х гг. | |||
---|---|---|---|
Год | 2019 | Номер | 3(64) |
Страницы | 99-107 | Тип | научная статья |
УДК | 94(470+529)”1940/1950”:741.5 | ББК | 63.3(2)63+85.156-44 |
Авторы | Литовская Мария Аркадьевна Янь Дин-цзя (鄢定嘉) |
Рубрика | ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ В ОПТИКЕ КОМИЧЕСКОГО |
Аннотация | Тайвань становится объектом карикатурного изображения в СССР со второй половины 1940-х гг. в связи с эвакуацией сторонников партии Гоминьдан и армии под командованием Чан Кайши из континентального Китая, поскольку СССР воспринимает Китайскую республику как государство, которое политически противостоит дружественной КНР и находится в зоне политического влияния США. Исторически Тайвань не был значимым Другим для России, поэтому узнаваемый для граждан СССР визуальный образ «тайваньскости» не сложился. Советские карикатуристы создают негативный образ Чан Кайши как главы «гоминьдановской клики», используя устойчивые приемы: гиперболизацию внешнего облика Чан Кайши; наделение его социальными ролями попрошайки, марионетки США; подчеркивание сходства проамериканских «островных» диктаторов с характерной азиатской внешностью. Образ СССР как главного врага страны был сформирован на Тайване в это же время. Чан Кайши в 1949 г. объявил «борьбу против китайского коммунизма и советской агрессии» центральным направлением государственной политики, определил СССР и его руководителя И. Сталина как покровителя враждебных коммунистических режимов. Образ агрессора нашел воплощение в политических карикатурах газеты «Джонян Жибао» во время Корейской войны (1950–1953) в устойчивом образе И. Сталина как тайного манипулятора-кукловода, способного превращать других людей в свое подобие, а другие страны, выбравшие социалистический путь развития, — в уродский СССР. | ||
Ключевые слова | «холодная война», пропаганда, политическая карикатура, образ врага, советско-тайваньские отношения, И. Сталин, Чан Кайши | ||
Библиографический список |
Бурдье П. Политическое представление // Социология социального пространства. СПб., 2007. С. 179–220. Ополев В. Г. Роль Чан Кайши в советско-китайских отношениях (вопросы отечественной историографии) // Известия Алтайского государственного университета. 2008. № 4-1 (60). С. 94–97. Го Ян. Поездка Чан Кайши в СССР во главе делегации доктора Сунь Ятсена (1923) и ее влияние на события в Китае и взаимоотношения между странами // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2017. № 1 (193). С. 47–52. Сенявская Е. С. Противники России в войнах ХХ века. Эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. М., 2006. 288 с. Вашик (Бохум) К. Метаморфозы зла: немецко-русские образы врага в плакатной пропаганде 30–50-х годов // Образ врага. М., 2005. С. 191–229. Максимов С. В. Военный прогресс и особенности его проявления в традициях Запада (социально-философский анализ). Новосибирск, 2012. 326 с. Kemitz T. M. The Cartoon as a Historical Source // Journal of Interdisciplinary History. 1973. № 4 (1). P. 81–93. Цыкалов Д. Е. Карикатура как орудие пропаганды в период первой мировой войны // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2012. № 1 (21). С. 85–90. Hunt T. L. Defining John Bull: Political Caricature and National Identity in Late Georgian England. Aldershot, Ashgate, 2003. 465 с. Navasky V. S. The Art of Controversy: Political Cartoons and Their Enduring Power. New York, 2013. 256 p. Артемова Е. А. Карикатура как жанр политического дискурса: автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2002. 16 с. Лазари А. де, Рябов О. Русские и поляки глазами друг друга. Иваново, 2007. 169 с. Гайлите Г. Медведь и Латвия: Образы латышско-российских отношений в карикатуре // Лабиринт: журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 4. С. 29–40. Хрусталев Д. Г., Успенский Б. М., Россомахин А. А. Медведи, Казаки и Русский Мороз. Россия в английской карикатуре до и после 1812 года. М., 2016. 252 с. «Русский медведь»: История, семиотика, политика. М., 2012. 364 с. 張世瑛,〈1950年代臺灣政治漫畫初探〉,《臺灣文獻》,第62卷第2期,2001. pp. 351–402. 馬星野,〈新聞・圖畫・意見〉,《中央日報》,1950年4月17日,第二版。 李闡,〈早期臺灣漫畫發展概況〉,《文訊》。1997年1月號。P. 26–28. 洪德麟,《臺灣漫畫40年初探(1949–1993)》。台北:時報文化,1994。199 p. 李闡,《漫畫美學》。台北:群流,1998. 443 p. 坂野德隆著,廖怡錚譯,《從諷刺漫畫解讀日本統治下的臺灣》。新北:遠足文化,2019. 288 p. Российско-тайваньский проект «Политическая карикатура СССР в межвоенный период (1922–1939 гг.) Формирование внешнеполитических стереотипов средствами визуальных образов». (URL: http://www.rgali.ru/object/231636114#!page:1/o:231636114/p:1 (дата обращения: 21.03.2019). Айнутдинов А. С. Типология и функция карикатуры в прессе // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология, искусствоведение. 2008. № 21. С. 20–28. Norris S. M. The Sharp Weapon of Soviet Laughter: Boris Efimov and Visual Humor // Russian Literature. 2013. Vol. 74, iss. 1–2. P. 31–62. Гулёва М. А. «Руки прочь от Китая!»: китайские друзья и враги на страницах журнала «Крокодил» (1922–1950 гг.) // Общество и государство в Китае. 2015. Т. 45, № 2. С. 706–729. Гулёва М. А. Синий френч, дареная шляпа: Дэн Сяопин в журнале «Крокодил» периода советско-китайского охлаждения // Общество и государство в Китае. 2016. Т. 46, № 2. С. 582–592. Литовская М., Ши С. Китай и китайцы на страницах уральских периодических изданий 1920–1930-х гг. // Уральский исторический вестник. 2016. № 2 (51). С. 143–151. Лукин А. В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII–XXI веках. М., 2007. 608 с. Никитин Н. Тайвань — неотъемлемая часть Китайской народной республики. М., 1953. 73 с. Иванько С. Тайвань — исконная китайская земля. М., 1955. 56 с. Шмиголь Н. Н. Материал в помощь лектору: «Тайвань — неотъемлемая часть Китая». М., 1955. 38 с. Сороченко В. Принципы военной пропаганды. URL: http://psyfactor.org/propaganda3.htm (дата обращения: 21.03.2019). |
||
Скачать в PDF |