И НЕ ШАМАН, И НЕ ЭТНОГРАФ (этническая идентичность в музейных коллекциях) | |||
---|---|---|---|
Год | 2019 | Номер | 4(65) |
Страницы | 108-115 | Тип | научная статья |
УДК | 39:069.4 | ББК | 63.521(=667)+79.100 |
Авторы | Перевалова Елена Валерьевна |
Рубрика | МУЗЕЙ И ЭТНИЧНОСТЬ |
Аннотация | Коллекция ненецких предметов культа № 6725/1-28, поступивших в фонды МАЭ РАН в январе 1974 г., не является особенно заметной среди многочисленных шедевров фондового собрания музея, но состав и «биография» этнографических реликвий, история их бытования и появления в музее обнаруживают факторы и мотивы трансформации этнической идентичности. Ни борьба с языческими культами в ходе насаждения православия (XVIII — начало XX в.), ни «красный террор» против шаманов (конец 1920-х — 1940-е гг.) не смогли искоренить культово-ритуальных традиций коренных малочисленных народов Севера. Но система школ-интернатов, где с начала советского строительства шла активная борьба с «косной» традицией, привела к массовому изменению этнического сознания. Взращенная в интернатах советская молодежь стала проводником культурной (идеологической) революции. Эти процессы нашли отражение в музейном строительстве, в том числе в принципах и характере сбора коллекций. Вместо культовых предметов, поступавших в музеи в 1930-х и 1950-х гг. через органы НКВД или другие советские инстанции с указаниями вроде «и изъяты при закрытии шаманского лабаза», появляются этнографические коллекции, переданные в фонды непосредственно представителями коренных народов. Для молодежи, такой как ненец Анатолий Сэротэтто, мотивация передачи родовых культовых реликвий в музей оказалась связанной с выбором — быть шаманом, как его отец и дед, или стать этнографом. И, хотя его планам не дано было осуществиться, исполненные им шаманские песни и переданные в музей культовые предметы рода Сэротэтто и сегодня востребованы как память-презентация ненецкой культово-ритуальной традиции. В траектории движения «шаманского ящика» Сэротэтто из этнической среды (ямальской тундры) в МАЭ РАН отражена специфика изменения этнической идентичности одного человека, рода и целого народа. | ||
Ключевые слова | этническая идентичность, ненцы, музейные коллекции, предметы культа, шаман | ||
Библиографический список |
Баранов Д. А. О чем молчат вещи… // Этнографическое обозрение. 2016. № 5. С. 25–39. Беззубова О. В. Экспозиция как пространство производства аффекта // Музей — памятник — наследие. 2017. № 1. С. 155–164. Баранов Д. А. Музей, вещь, собиратель… URL: http://folk.spbu.ru/Reader/baranov1.php?rubr=Reader-articles (дата обращения: 20.07.2019). Хомич Л. В. Коллекции МАЭ по этнографии ненцев // Сборник Музея антропологии и этнографии. СПб., 1980. Т. 35.С. 49–56. Хомич Л. В. Ненцы. Очерки традиционной культуры. СПб., 1995. 336 с. Хомич Л. В. Шаманы у ненцев // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам второй половины XIX — начала XX в.). Л., 1981. С. 5–41. Зеленый Яр: археологический комплекс эпохи средневековья в Северном Приобье. Екатеринбург; Салехард, 2005. 368 с. Зыков А. П., Кокшаров С. Ф. Древний Эмдер. Екатеринбург, 2001. 320 с. Бауло А. В. Древняя бронза из этнографических комплексов и случайных сборов. Новосибирск, 2011. 260 с. Хомич Л. В. Влияние христианства на религиозные представления и культы ненцев // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина XIX — начало XX в.). Л., 1979. С. 12–27. Головнёв А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995. 606 с. Хомич Л. В. Религиозные культы у ненцев // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1977. Т. 33. С. 5–28. Головнёв А. В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. Екатеринбург, 2004. 344 с. Перевалова Е. В. Атых Микола-Торум (Милостивый бог Николай) // Уральский исторический вестник. 2008. № 4 (21). С. 119–130. |
||
Скачать в PDF |