Выпуск 2 (67)

КОНЦЕПТ «РЕЛИГИОЗНЫЙ ЛАНДШАФТ» — «ДВУЛИКИЙ ЯНУС» В СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Год 2020 Номер 2(67)
Страницы 89-98 Тип научная статья
УДК 930.2 ББК 86:63.3
Авторы Манькова Ирина Леонидовна
Нечаева Марина Юрьевна
Рубрика КУЛЬТУРНЫЕ ЛАНДШАФТЫ РОССИИ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАКУРСЕ
Аннотация Активный поиск новых подходов к осмыслению исторических процессов характерен для российской исторической науки постсоветского периода. Целью данной статьи является анализ разработки концепта «религиозный ландшафт» и связанного с ним понятийного разнообразия, а также методов и познавательных возможностей его применения в современных исторических исследованиях. Авторы рассматривают предлагаемые историками трактовки понятий «религиозный ландшафт», «православный ландшафт», «сакральное пространство», «монастырский ландшафт». Указывается единство историков в понимании религиозного ландшафта как части культурного ландшафта и в восприятии его как системы, включающей природные и культурные объекты, которые используются в религиозных практиках. Отмечены различия в определении термина «религиозный ландшафт», обусловленные разнообразием целей исследований и возможностями имеющихся исторических источников. Особое внимание уделено понятию «православный ландшафт», которое находит все большее применение в историографии. Также в статье раскрывается концепт монастырского ландшафта как вида локального культурного ландшафта и как части регионального и странового религиозного ландшафта. Авторы статьи приходят к выводу о перспективности дальнейшего использования ландшафтного подхода для изучения религиозности, адаптивных практик и форм организации религиозной жизни. Обращение к пространственным маркерам культовых, хозяйственных и социальных практик религиозных институтов помогает историкам более плодотворно учитывать взаимодействие всех сфер влияния религиозной организации на социум. Перспектива применения ландшафтного подхода в локальных и региональных исторических исследованиях видится в системном анализе всей совокупности религиозных объектов, ритуальных практик, пространственной символики и сакральной топографии. Подключение историков к междисциплинарным исследованиям религиозных ландшафтов позволит обогатить их детальной проработкой истории ландшафтообразующего социума и дать ответ на вопрос об объективных границах применения этого подхода при изучении различных эпох.
Ключевые слова религиозный ландшафт, православный ландшафт, монастырский ландшафт, сакральное пространство
Библиографический список

Каганский В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. М., 2003.

Калуцков В. Н. Ландшафт в культурной географии. М., 2008.

Культурный ландшафт Русского Севера. Пинежье, Поморье. М., 1998.

Главацкая Е. М. Религиозный ландшафт Урала: феномен, проблемы реконструкции, методы исследования // Уральский исторический вестник. 2008. № 4 (21). С. 76–82.

Бахарев Д. С., Главацкая Е. М. Православный ландшафт Екатеринбурга (Свердловска) в 1917–1941 гг.: историко-ста тистический анализ // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2019. Т. 5, № 2. С. 133–152.

Главацкая Е. М. Православная колонизация и изменение религиозного ландшафта Урала в XVIII в. // Уральский исторический вестник. № 2 (23). 2009. С. 101–108.

Главацкая Е. М. Эволюция религиозного ландшафта Урала в конце XIX–XX вв.: историко-культурный атлас // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2013. № 4 (120). С. 305–309.

Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. Барнаул, 2014. Т. 1.

Васильев А. В. Документация о строительстве сельских церквей как исторический источник (на примере Томской губернии) // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. С. 139–144.

Мацук М. А. Эволюция православного ландшафта Яренского уезда XVII столетия // Историко-культурные аспекты изучения северных территорий России (исследования, источники, историография). Сыктывкар, 2017. С. 47–60.

Ворошилова А. С. Реконструкция православного ландшафта таежной Сибири на материалах фонда Томской духовной консистории // Гуляевские чтения. Барнаул, 2018. Вып. 4. С. 115–120.

Королева Е. Д. Православный ландшафт историко-культурной общности Троицка и Елабуги в XIX в. // Гороховские чтения. Челябинск, 2013. С. 24–30.

Тобольский архиерейский дом в XVII в. Новосибирск, 1994.

Манькова И. Л. Дозорная книга 1624 г. как источник для реконструкции православного ландшафта Тобольска // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2014. № 3 (130). С. 212–226.

Манькова И. Л. Православный ландшафт Тюмени в XVII — первой половине XVIII в.: опыт «прочтения» // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 8: История. С. 58–68.

Манькова И. Л. Формирование православного ландшафта Туринска в XVII — первой половине XVIII в. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2016. Вып. 4 (16). С. 153–172.

Манькова И. Л. Православный ландшафт Пелыма в XVII — первой половине XVIII в. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2017. Вып. 4 (20). С. 53–76.

Дутчак Е. Е., Васильев А. В., Ким Е. А., Полежаева Т. В. Православный ландшафт таежной Сибири: концепция исследования // Сибирские исторические исследования. 2013. № 1. С. 79–90.

Ермакова Е. Е. Формирование современного сельского религиозного ландшафта: на примере святынь села Чимеево Курганской области (Россия) // Сибирские исторические исследования. 2016. № 4. С. 191–215.

Виноградов В. В. Северорусские почитаемые места: топика святынь. Избранные статьи, диссертация. СПб., 2019.

Панченко А. А. Исследования в области народного православия: деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998.

Платонов Е. В. Почитаемые камни в православной традиции на Северо-Западе России // Этнографическое обозрение. 2011. № 3. С. 130–144.

Платонов Е. В. Почитаемые места Гдовского района — культурный ландшафт и фольклор (по материалам 2007–2010 гг.) // Традиционная культура. 2012. № 3. С. 75–85.

Фадеева А. В. Святые места реки Пинеги: памятники и предания // Славянская традиционная культура и современный мир: сб. материалов науч.-практ. конф. М., 1999. Вып. 3. С. 203–221.

Воловик В. Н. Категории сакрального ландшафта // Географический вестник. 2013. № 4 (27). С. 26–34.

Окладникова Е. А. Сакральный ландшафт: теория и эмпирические исследования. Берлин, 2014.

Культурный ландшафт как объект наследия. М.; СПб., 2004.

Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневековой Москвы. М., 2010.

Иванова А. И. Священная ономастика и топография часовен Русского Севера // XVII Ломоносовские международные чтения. Архангельск, 2006. Вып. 2. С. 63–74.

Попова Л. Д. Священная топография Архангельска // XVII Ломоносовские международные чтения. Архангельск, 2006. Вып. 2. С. 89–96.

Спасенкова И. В. Православный каркас градостроительной композиции Вологды в начале XX в. // XVII Ломоносовские международные чтения. Архангельск, 2006. Вып. 2. С. 96–99.

Кибирева В. В. О Новгородском храмовом ономастиконе ХII–ХIV вв. // Поморские чтения по семиотике культуры. Архангельск, 2012. Вып. 6. С. 245–248.

Завьялова Н. И. Восстановление историко-культурного ландшафта Белопесоцкого монастыря // Наследие и современность. Информационный сборник. М., 2002. Вып. 9. С. 85–96.

Белоярская И. К. Монастырские комплексы Вологодской области. Принципы современной реабилитации: дисс. … канд. архитектуры. СПб., 2002.

Кривоносова М. А. Архитектура монастырей Западной Сибири (XVII–XX вв.): дисс. … канд. архитектуры. Новосибирск, 2003.

Шаляпин С. О. Символика и сакральная геометрия северного островного монастыря: компаративный подход // Поморские чтения по семиотике культуры. Архангельск, 2008. Вып. 3. С. 266–275.

Михайлова Л. В. Сакральная география Валаамского архипелага // Поморские чтения по семиотике культуры. Архангельск, 2011. Вып. 5. С. 131–142.

Камкин А. В. Спас-Камень — 750 лет истории (о роли островных монастырей в духовном освоении Русского Севера) // Поморские чтения по семиотике культуры. Архангельск, 2012. Вып. 6. С. 213–216.

Камкин А. В. Островные монастыри в культурном ландшафте Русского Севера // Русская культура на рубеже веков. Русское поселение как социокультурный феномен. Вологда, 2002. С. 7–16.

Мелютина М. Н. Монастырский ландшафт Кенозерья: паломническая практика на рубеже ХIХ–ХХ вв. URL: http://kenozerjelive.ru/melutina-palomniki.html (дата доступа: 27.02.2019).

Нечаева М. Ю. Культурно-исторические достопримечательности Урала: статусные характеристики // Туризм в исторических городах Урала. Екатеринбург, 2009. С. 3–25.

Нечаева М. Ю. Монастырские ландшафты Среднего Урала: исследовательские подходы и объекты наследия // Уральский исторический вестник. 2011. № 4 (33). С. 96–102.

Нечаева М. Ю. Монастырские ландшафты и просопография монашества: точки пересечения // Научный диалог. 2017. № 10. С. 236–248. 

 
Скачать в PDF