КОНЦЕПТ «РЕЛИГИОЗНЫЙ ЛАНДШАФТ» — «ДВУЛИКИЙ ЯНУС» В СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ | |||
---|---|---|---|
Год | 2020 | Номер | 2(67) |
Страницы | 89-98 | Тип | научная статья |
УДК | 930.2 | ББК | 86:63.3 |
Авторы | Манькова Ирина Леонидовна Нечаева Марина Юрьевна |
Рубрика | КУЛЬТУРНЫЕ ЛАНДШАФТЫ РОССИИ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАКУРСЕ |
Аннотация | Активный поиск новых подходов к осмыслению исторических процессов характерен для российской исторической науки постсоветского периода. Целью данной статьи является анализ разработки концепта «религиозный ландшафт» и связанного с ним понятийного разнообразия, а также методов и познавательных возможностей его применения в современных исторических исследованиях. Авторы рассматривают предлагаемые историками трактовки понятий «религиозный ландшафт», «православный ландшафт», «сакральное пространство», «монастырский ландшафт». Указывается единство историков в понимании религиозного ландшафта как части культурного ландшафта и в восприятии его как системы, включающей природные и культурные объекты, которые используются в религиозных практиках. Отмечены различия в определении термина «религиозный ландшафт», обусловленные разнообразием целей исследований и возможностями имеющихся исторических источников. Особое внимание уделено понятию «православный ландшафт», которое находит все большее применение в историографии. Также в статье раскрывается концепт монастырского ландшафта как вида локального культурного ландшафта и как части регионального и странового религиозного ландшафта. Авторы статьи приходят к выводу о перспективности дальнейшего использования ландшафтного подхода для изучения религиозности, адаптивных практик и форм организации религиозной жизни. Обращение к пространственным маркерам культовых, хозяйственных и социальных практик религиозных институтов помогает историкам более плодотворно учитывать взаимодействие всех сфер влияния религиозной организации на социум. Перспектива применения ландшафтного подхода в локальных и региональных исторических исследованиях видится в системном анализе всей совокупности религиозных объектов, ритуальных практик, пространственной символики и сакральной топографии. Подключение историков к междисциплинарным исследованиям религиозных ландшафтов позволит обогатить их детальной проработкой истории ландшафтообразующего социума и дать ответ на вопрос об объективных границах применения этого подхода при изучении различных эпох. | ||
Ключевые слова | религиозный ландшафт, православный ландшафт, монастырский ландшафт, сакральное пространство | ||
Библиографический список |
Каганский В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. М., 2003. Калуцков В. Н. Ландшафт в культурной географии. М., 2008. Культурный ландшафт Русского Севера. Пинежье, Поморье. М., 1998. Главацкая Е. М. Религиозный ландшафт Урала: феномен, проблемы реконструкции, методы исследования // Уральский исторический вестник. 2008. № 4 (21). С. 76–82. Бахарев Д. С., Главацкая Е. М. Православный ландшафт Екатеринбурга (Свердловска) в 1917–1941 гг.: историко-ста тистический анализ // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2019. Т. 5, № 2. С. 133–152. Главацкая Е. М. Православная колонизация и изменение религиозного ландшафта Урала в XVIII в. // Уральский исторический вестник. № 2 (23). 2009. С. 101–108. Главацкая Е. М. Эволюция религиозного ландшафта Урала в конце XIX–XX вв.: историко-культурный атлас // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2013. № 4 (120). С. 305–309. Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. Барнаул, 2014. Т. 1. Васильев А. В. Документация о строительстве сельских церквей как исторический источник (на примере Томской губернии) // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. С. 139–144. Мацук М. А. Эволюция православного ландшафта Яренского уезда XVII столетия // Историко-культурные аспекты изучения северных территорий России (исследования, источники, историография). Сыктывкар, 2017. С. 47–60. Ворошилова А. С. Реконструкция православного ландшафта таежной Сибири на материалах фонда Томской духовной консистории // Гуляевские чтения. Барнаул, 2018. Вып. 4. С. 115–120. Королева Е. Д. Православный ландшафт историко-культурной общности Троицка и Елабуги в XIX в. // Гороховские чтения. Челябинск, 2013. С. 24–30. Тобольский архиерейский дом в XVII в. Новосибирск, 1994. Манькова И. Л. Дозорная книга 1624 г. как источник для реконструкции православного ландшафта Тобольска // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2014. № 3 (130). С. 212–226. Манькова И. Л. Православный ландшафт Тюмени в XVII — первой половине XVIII в.: опыт «прочтения» // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 8: История. С. 58–68. Манькова И. Л. Формирование православного ландшафта Туринска в XVII — первой половине XVIII в. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2016. Вып. 4 (16). С. 153–172. Манькова И. Л. Православный ландшафт Пелыма в XVII — первой половине XVIII в. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2017. Вып. 4 (20). С. 53–76. Дутчак Е. Е., Васильев А. В., Ким Е. А., Полежаева Т. В. Православный ландшафт таежной Сибири: концепция исследования // Сибирские исторические исследования. 2013. № 1. С. 79–90. Ермакова Е. Е. Формирование современного сельского религиозного ландшафта: на примере святынь села Чимеево Курганской области (Россия) // Сибирские исторические исследования. 2016. № 4. С. 191–215. Виноградов В. В. Северорусские почитаемые места: топика святынь. Избранные статьи, диссертация. СПб., 2019. Панченко А. А. Исследования в области народного православия: деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998. Платонов Е. В. Почитаемые камни в православной традиции на Северо-Западе России // Этнографическое обозрение. 2011. № 3. С. 130–144. Платонов Е. В. Почитаемые места Гдовского района — культурный ландшафт и фольклор (по материалам 2007–2010 гг.) // Традиционная культура. 2012. № 3. С. 75–85. Фадеева А. В. Святые места реки Пинеги: памятники и предания // Славянская традиционная культура и современный мир: сб. материалов науч.-практ. конф. М., 1999. Вып. 3. С. 203–221. Воловик В. Н. Категории сакрального ландшафта // Географический вестник. 2013. № 4 (27). С. 26–34. Окладникова Е. А. Сакральный ландшафт: теория и эмпирические исследования. Берлин, 2014. Культурный ландшафт как объект наследия. М.; СПб., 2004. Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневековой Москвы. М., 2010. Иванова А. И. Священная ономастика и топография часовен Русского Севера // XVII Ломоносовские международные чтения. Архангельск, 2006. Вып. 2. С. 63–74. Попова Л. Д. Священная топография Архангельска // XVII Ломоносовские международные чтения. Архангельск, 2006. Вып. 2. С. 89–96. Спасенкова И. В. Православный каркас градостроительной композиции Вологды в начале XX в. // XVII Ломоносовские международные чтения. Архангельск, 2006. Вып. 2. С. 96–99. Кибирева В. В. О Новгородском храмовом ономастиконе ХII–ХIV вв. // Поморские чтения по семиотике культуры. Архангельск, 2012. Вып. 6. С. 245–248. Завьялова Н. И. Восстановление историко-культурного ландшафта Белопесоцкого монастыря // Наследие и современность. Информационный сборник. М., 2002. Вып. 9. С. 85–96. Белоярская И. К. Монастырские комплексы Вологодской области. Принципы современной реабилитации: дисс. … канд. архитектуры. СПб., 2002. Кривоносова М. А. Архитектура монастырей Западной Сибири (XVII–XX вв.): дисс. … канд. архитектуры. Новосибирск, 2003. Шаляпин С. О. Символика и сакральная геометрия северного островного монастыря: компаративный подход // Поморские чтения по семиотике культуры. Архангельск, 2008. Вып. 3. С. 266–275. Михайлова Л. В. Сакральная география Валаамского архипелага // Поморские чтения по семиотике культуры. Архангельск, 2011. Вып. 5. С. 131–142. Камкин А. В. Спас-Камень — 750 лет истории (о роли островных монастырей в духовном освоении Русского Севера) // Поморские чтения по семиотике культуры. Архангельск, 2012. Вып. 6. С. 213–216. Камкин А. В. Островные монастыри в культурном ландшафте Русского Севера // Русская культура на рубеже веков. Русское поселение как социокультурный феномен. Вологда, 2002. С. 7–16. Мелютина М. Н. Монастырский ландшафт Кенозерья: паломническая практика на рубеже ХIХ–ХХ вв. URL: http://kenozerjelive.ru/melutina-palomniki.html (дата доступа: 27.02.2019). Нечаева М. Ю. Культурно-исторические достопримечательности Урала: статусные характеристики // Туризм в исторических городах Урала. Екатеринбург, 2009. С. 3–25. Нечаева М. Ю. Монастырские ландшафты Среднего Урала: исследовательские подходы и объекты наследия // Уральский исторический вестник. 2011. № 4 (33). С. 96–102. Нечаева М. Ю. Монастырские ландшафты и просопография монашества: точки пересечения // Научный диалог. 2017. № 10. С. 236–248. |
||
Скачать в PDF |