Выпуск 3 (68)

ЭТНОДИЗАЙН: ИСКУССТВО VS НАУКА
Год 2020 Номер 3(68)
Страницы 6-15 Тип научная статья
УДК 7.0:39 ББК 85+63.5
Авторы Головнёв Андрей Владимирович
Куканов Денис Алексеевич
Конькова Юлия Сергеевна
Рубрика ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ
Аннотация Авторы статьи выступают сторонниками «изобразительного поворота» в науке и рассматривают перспективы развития этнодизайна. Судя по истории дизайна, это «практическое искусство» в эпоху модерна охватило множество сфер от полиграфии до архитектуры, испытывая при этом конкуренцию интересов ремесла и индустрии, эстетики и прагматики, творчества и консюмеризма. Апелляции к дизайну как искусству дополнялись его пересечениями с наукой; предметом изучения стало и дизайн-мышление. Этнография, родившись в XVIII в. как наука о народах, начиналась с изображения. Позднее, в XIX в., она была дополнена европейской антропологией — наукой о человеке, которая вскоре заняла доминирующую позицию, оттеснив этнографию на второй план. Сегодня на Западе этнографию часто воспринимают как способ полевой коммуникации. Этнодизайн в русскоязычном пространстве ориентирован на этнокультурное наследие и бренд этничности, в англоязычном — на методы «совместного дизайна». «Этно» стало товаром и вошло в моду, как и дизайн. Соединение «двух мод» в одном движении создает условие для резонанса, но в то же время расшатывает прежние устои, согласно которым, например, этничность и ее символы, еще недавно считались сокровенным достоянием народа и не мыслились «на продажу». За короткое время во многих местах планеты произошли товаризация и сувениризация этничности, и этот эффект напрямую связан с этнодизайном.
Ключевые слова дизайн, этнография, этнодизайн, искусство, наука
Библиографический список

Mitchell W. J. T. Picture theory. Chicago, 1994.

Головнёв А. В. Арктический этнодизайн // Уральский исторический вестник. 2017. № 2 (55). С. 6–15.

Головнёв А. В. Визуализация этничности: музейные проекции // Уральский исторический вестник. 2019. № 4 (65). С. 72–81.

Папанек В. Дизайн для реального мира. М., 2008.

Лола Г. Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции. М., 1998.

Мальдонадо Т. Актуальные проблемы дизайна // Декоративное искусство СССР. 1964. № 7. С. 19–20.

Быстрова Т. Ю. Философия дизайна: учеб.-метод. пособ. Екатеринбург, 2015.

Bonython E., Burton A. The Great Exhibitor: The Life and Work of Henry Cole. London, 2003.

Henderson P. William Morris: his life, work and friends. London, 1967.

Глазычев В. Дизайн как он есть. М., 2006.

Simon H. A. The Sciences of the Artificial. Cambridge, Mass., 1969.

Simon H. A. Integrated design and process technology // Journal of Integrated Design and Process Science. 1997. № 1. P. 9–16.

Пресс М., Купер Р. Власть дизайна: ключ к сердцу потребителя. Минск, 2008.

Вишленкова Е. А. Визуальное народоведение империи, или увидеть русского дано не каждому. М., 2011.

Головнёв А. В. Этнография в российской академической традиции // Этнография. 2018. № 1. С. 6–39.

Камалиева А. С. Этнодизайн башкирской одежды. Уфа, 2010.

Сиваш И. О. Теоретико-методологiчнi пiдходи до розумiння етнодизайну на сучасному етапi культуротворчостi // Вісник Національної академії керівних кадрів культури і мистецтв. 2016. № 2. С. 105–109.

Hall D. Ethnic by design. London, 2002.

Beaulieu J.-E. L’ethnodesign: un dialogue entre l’artisanat et le design contemporain. Quebec City, 2012.

Yang L., Wall G. Ethnic tourism: a framework and an application // Tourism Management. 2009. Vol. 30, iss. 4. P. 559–570.

Черных Д. Г. Русский графический этнодизайн в ХХ–XXI веке // Архитектон: известия вузов. 2014. № 1 (45). С. 203–210.

Максимова З. Ю. Этнодизайн как средство формирования художественно-технологической компетенции будущих учителей технологии и педагогов профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=27629 (дата обращения: 01.04.2020).

Кухта М. С. Этнодизайн как основа формирования толерантного отношения к традициям разных культур // Вестник Тувинского государственного университета. 2015. № 1 (24): Социальные и гуманитарные науки. С. 159–162.

Ерохин С. В. Термин «научное искусство» в художественном и научном дискурсах // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т. 2, № 4 (43). С. 138–141.

Spinuzzi C. The methodology of participatory design // Technical Communication. 2005. Vol. 52, № 2. P. 163–174.

Blomberg J., Giacomi J., Mosher A., Swenton-Wall P. Ethnographic field methods and their relation to design // Participatory Design: Principles and Practices. Hillsdale, 1993. P. 123–155.

Blomberg J., Karasti H. Positioning Ethnography within Participatory Design // Routledge international handbook of participatory design. London, 2012. P. 86–116.

Мифологическое время. Альбом-каталог экспозиции Музея природы и человека Ханты-Мансийска. М., 2003.

Историческое время. Альбом-каталог экспозиции Музея природы и человека Ханты-Мансийска. М., 2006.

Ритм биосферы. Альбом-каталог экспозиции Музея природы и человека Ханты-Мансийска. М., 2008.

Гарин Н. П. Этнодизайн: «необходимое и достаточное» как формула идеальной вещи // Многонациональная Россия: этнология и киноантропология. Екатеринбург, 2009. C. 57–60.

Мигунов А. С., Ерохин С. В., Галкин Д. В., Гагарин В. Е. Научное искусство: истоки, сущность, терминология (по материалам первой междунар. науч.-практ. конф. «Научное искусство») // Вестник Московского университета. Cерия 7. Философия. 2012. № 6. C. 96–116. 

 
Скачать в PDF